Типология политических систем

Другая политика » Политическая система общества. Политические партии » Типология политических систем

Одна из первых классификаций исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые, открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем.

Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.).

Французский политолог Ж. Блондеяь различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных разновидностей:

• либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности.

• коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости.

• традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов

• популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ.

• авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения. Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентапьная, доиндустриальная и частично индустриальная и тоталитарная.

Для англо-американской политической системы (США, Великобритания, Канада) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.

Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы Италия, Германия, Франция и др.) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.

Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы

(страны Азии, Африки и Латинской Америки) имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

Тоталитарные политические системы

До начала 90-х годов XX столетия Албания, Румыния, ряд стран Восточной и Центральной Европы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида. Существуют и другие классификации, хотя они менее распространены.


Другое по теме:

Личностные характеристики
С появлением публичной политики появился запрос на индивидуальную неповторимость лидера. Личностная определенность, узнаваемость образа становится сейчас необходимыми компонентами успешной политической карьеры. Среди личностных достоинст ...

Совет объединенного дворянства.
Постоянный совет объединённых дворянских обществ (1906-17), исполнительный орган реакционных организаций дворянства России. Создан 22 мая 1906 при поддержке царского правительства в период Революции 1905-07 для консолидации классовых сил ...

Гимны России XX в.
Отречение государя-императора от престола сделало бессмысленным прославление его особы "народной песней". Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Высказывалось и множество других предложений относитель ...