Особенности публичного управления на Аландских островах

Другая политика » Решение этнополитического конфликта на примере Аландских островов » Особенности публичного управления на Аландских островах

Согласно Закону о самоуправлении (который пересматривался в Финляндии дважды - в 1951 и 1993 годах), аландцы имеют право сами издавать законы, касающиеся их внутренних дел, и определять свой бюджет. Закон может быть изменен только Финляндским парламентом, только в конституционном порядке и только с согласия лагтинга. Действующий ныне закон вступил в силу 1 января 1993 г. Законодательный орган (лагтинг) назначает провинциальное управление - правительство Аландских островов.

Провинциальное управление Аландскими островами осуществляется правительством большинства, состоящим из 5 или 7 министров во главе с премьер-министром (провинциальным советником). Образование правительства меньшинства в принципе невозможно.

Законодательное право лагтинга распространяется на:

"развитие экономики,

"коммунальное управление,

"образование и культуру,

"здравоохранение,

"внутренний транспорт,

"полицию,

"почту,

"радио и телевидение.

В этих областях Аланды выступают практически как независимое государство со своим законодательством и аппаратом управления.

С 1954 г. Аланды имеют свой флаг, а с 1984 г. - свою почтовую марку. В 80-е годы они попытались пойти еще дальше, отчеканив собственную монету. Но на этот раз Финляндия воспротивилась, и монета стала достоянием нумизматов.

В состав лагтинга входят 30 депутатов, которые избираются раз в четыре года путем тайного голосования на основе пропорционального представительства.

В лагтинге представлены следующие политические партии: «Аландский центр», «Либералы на Аландах», умеренные («Фрисиннад самверкан»), «Социал-демократы Аландов», «Независимый блок» и партия «зеленых». Политические партии островов являются независимыми по отношению к политическим партиям Финляндии, но по своему идеологическому содержанию и названиям мало чем от них отличаются. Главой парламента является спикер.

Там, где лагтинг не обладает законодательным правом, государственные законы действуют таким же образом, как и в остальной Финляндии. В первую очередь это: внешняя политика, большая часть гражданского права, судопроизводство и уголовное право, налогообложение, таможенная система и денежное обращение. Чтобы следить за соблюдением своих интересов, Аландские острова имеют в парламенте Финляндии одного представителя, который избирается так же, как и другие депутаты.

Финляндское правительство представлено в провинции губернатором, как правило, аландцем, который назначается президентом совместно со спикером лагтинга. Губернатор является вторым после спикера человеком на островах. Он открывает и закрывает сессии лагтинга, является председателем Аландской делегации.

Законы, принятые лагтингом, посылаются на утверждение президенту Финляндии. Он единственный, кто может наложить на них вето, но только в двух случаях:

1) если закон угрожает безопасности страны и

2) если он выходит за рамки внутренней жизни островов, т. е. если лагтинг превысил свои законодательные полномочия.

В случае несогласия с решением президента лагтинг имеет право апеллировать к Аландской делегации, одна половина членов которой назначается Финляндским правительством, а вторая - лагтингом.


Другое по теме:

Федеральные органы исполнительной власти
Компетенция федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику в Российской Федерации и осуществляющих государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных неко ...

Феминизм в России. Предыстория русского феминизма
Русский феминизм берет начало в XVIII в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 и идей Просвещения. Передовое русское общество следило за событиями во Франции, где в общем хоре требований освобо ...

Сущность и характерные особенности политического лидера
История изучения политического лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство - как "влияние", другие - как "управление", третьи - как "пр ...