Представленный краткий обзор международного опыта решения проблемы национальных меньшинств в развитых европейских странах на примере Аландских островов позволяет предположить, что «аландская модель» может быть использована далеко не во всех странах, однако именно эта модель является наиболее ярким примером, демонстрирующим лучшие традиции международного законодательства в урегулировании столь сложных вопросов.

Нет единых принципов, обеспечивающих и в демократических обществах решения этнокультурных проблем этничности, они разные и к тому же меняются в пределах каждого государства, в зависимости от конкретной ситуации. В национальных, этнических меньшинствах больше всего вызрело сознание мультикультурной Европы и лучше всего развита восприимчивость к различному образу мыслей и жизни. Сегодня вопрос об этнической чистоте считается в развитых странах некорректным. Во многих развитых странах люди живут культурными общинами. Страна, закрытая в культурном отношении, обречена на отставание или перерождение. Тормозом в их развитии будет именно своеобразие их великих культур и языков, потому что общая тенденция в мировом сообществе направлена в сторону сглаживания различий. Понимание этих процессов особенно важно для многонациональной России, стремящейся построить гражданское общество в новых политических и экономических реалиях.

Человечество сегодня существует как бы в двух культурах: с одной стороны - это чёткие рамки национальных культур, а с другой - широкий контекст международного культурного общения. Необходимо сохранить культурное многообразие как величайшее достояние человечества.


Другое по теме:

Отличительные особенности современного международного терроризма
Анализ террористической деятельности в мире на протяжении последних десятилетий позволяет отметить следующие отличительные особенности современного терроризма: · формирование глобальных и региональных руководящих центров, осуществляющих ...

Развитие идеологического радикализма
На смену религиозному радикализму XVII и XVIII столетий в XIX и XX веках пришел радикализм революционной интеллигенции. Начиная от Пестеля, Бакунина и Желябова до Троцкого, Ленина, большевиков и эсеров сформировался особый тип секулярно-п ...

Плюралистическое государство
Плюралистическая теория государства явно восходит к либеральной традиции. Государство здесь понимается преимущественно как «третейский судья» или «рефери» в обществе. Такое же понимание, кстати сказать, вообще всегда господствовало в англ ...