Основные тенденции развития партий
Страница 1

Другая политика » Многопартийность в Украине » Основные тенденции развития партий

В эволюции политических партий можно выделить ряд этапов. Остановимся на двух важнейших. Первый охватывает период с середины ХІХ до середины ХХ века. Он характеризуется классическим типом партий с массовым членством, с разветвленной сетью местных организаций, периодическими съездами, четким уставом и фиксированными размерами членских взносов.

Это был период резкого размежевания позиций разных классов, что и отразилось на тогдашних партиях. Они стали выразителями политических интересов классов, ориентировались на них. В свою очередь, социальные группы и классы видели в партиях своего представителя, отождествляли себя с ним. Они видели в партиях лидеров, ведущих их за собой.

Второй этап начинается с 50-х годов ХХ века. В это время эволюция партий связана с изменениями в социальной структуре европейского общества. Ослабляются и разрушаются социальные связи, растет индивидуализм. Сами социальные группы и классы теряют четкие очертания. Но не это главное. Возникнув в определенных исторических условиях, партии воспроизводятся и существуют, как особые объединения людей, прежде всего для самих себя - они борются за самосохранение. Чтобы добиться своих целей (занять посты, фигурировать на сцене истории, делать карьеру, ощущать себя причастными к исторической деятельности и т. д.), партии должны что-то делать и для "народа". Это их способ добывать "хлеб насущный".

В этих условиях партии вынуждены переключить свое внимание на избирателя как такового. Это обусловило их переход в разряд универсальных партий, партий для всех ("партий - хватай всех"). Современные партии не являются выразителями и защитниками интересов каких-то определенных групп населения. Они ориентируются на все категории населения, претендуют на то, чтобы считаться партиями общенародными. Их особенность в - стремлении объединить вокруг себя максимум избирателей самой разнообразной ориентации для решения задач текущего момента, а также персонализация политики, ориентация на прагматизм, на харизматических лидеров.

Партия нуждается в поддержке какой-то части населения, в голосах избирателей, в средствах. Она должна что-то обещать и какие-то обещания выполнять. Она, так или иначе, есть партия для какой-то части населения, отдающей ей предпочтение перед другими. Она должна обращаться ко всем, во всяком случае - к возможно более широкому кругу избирателей, чтобы собрать в свою пользу голоса тех, кто ей отдает предпочтение. Раз партия выживает и существует, это означает, что она устраивает какие-то влиятельные силы общества, так или иначе, служит им в обмен на их поддержку.

Большинство партий не имеют четкой и систематизированной идеологии, то есть определённой концепции развития человеческого общества, истории и человека, совокупности ценностей и моральных принципов, принципов деятельности властей, проектов будущего состояния общества.

Партии не имеют далеко идущих целей и программ их достижения. Они действуют, руководствуясь ближайшими практическими целями. Они стремятся завоевать популярность в массах и получить как можно больше голосов на выборах, выдвигая для этого лозунги и программы применительно к конкретным условиям. Их принцип - обещать немного всем, не угрожать серьезно никаким значительным силам общества.

Новые партии пробиваются к жизни с большим трудом. Политический рынок всячески препятствует появлению потенциальных конкурентов, как это имеет место, например, в отношении новых партий в Германии, США, Франции, в странах бывшего СССР. Им не дают ходу не ради каких-то высших идеалов (последние суть лишь предлог и маскировка), а из опасения, что они могут завоевать на свою сторону избирателей и испортить признанным партиям их политическую ситуацию.

В отечественной и зарубежной практике на всех уровнях иерархии, начиная от местного самоуправления и кончая уровнем страны в целом, происходит превращение партийных активистов и политиков вообще в часть правящего слоя, иначе говоря, происходит сращивание политики и управления. С другой стороны, партии "врастают" в хозяйственную жизнь общества и в другие его сферы. Политики становятся сотрудниками концернов, занимают совсем не политические посты. Образуются своего рода картели больших партий и клики профессиональных политиков.

Они решают, кто и какие посты будет занимать в учреждениях, в которые власти имеют доступ. Они распределяют в своих кругах возможности иметь жизненные блага и привилегии. Клики образуются по принципам личных связей - происходит "феодализация" партийной системы. Через клики происходит допуск к власти.Партии и клики превращают государство в свою добычу, в источник карьеры, жизненных благ. Тенденция к "пропорциональной демократии" ведет к тому, что фактически потеря власти исключается, власть и влияние политиков, партий и клик обеспечивается на длительное время сверх сроков, на которые выбираются политики. По наблюдениям исследователей, в системе государственности имеется устойчивое ядро из партий, клик и политиков по профессии.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Постмодернистский феминизм
Большая часть дебатов в современном феминизме посвящена тому, должен ли, и если да, то в какой степени, феминизм объединяться с теорией, культурой и политиками постмодерна. С середины 80-х все более увеличивающееся число феминисток, иссл ...

Основные типы политического лидерства
Одну из первых классификаций политических лидеров предложил М. Вебер. В ее основу он положил тип легитимности власти лидера[3]. Традиционный лидер основывает свою власть на вере в святость традиций и передает ее по наследству. Такой была ...

Особенности принятия политических решений в нефтегазовом комплексе
Прежде чем приступить к описанию проблемы, хотелось бы указать на дефицит литературы по рассматриваемой теме. Автору удалось обнаружить лишь небольшое количество материалов по отраслевому лоббированию нефтегазового комплекса в РФ. Поэтом ...