Федеральный конституционный закон о Государственном гимне Российской Федерации
Страница 1

Другая политика » Российская государственная символика - история и современность » Федеральный конституционный закон о Государственном гимне Российской Федерации

Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание, а в международных отношениях их исполнение, как и приветствие флагами, означает выражение почестей представителям иностранной державы. Так же как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему - вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными.

Истоки гимнов История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность - гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии. Они исполнялись как молитвенные песнопения. В качестве поэтической и музыкальной формы гимн известен в Древней Греции, где его исполнял хор или отдельные певцы под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Считается, что самый ранний музыкальный гимн, дошедший до нас, представляет собой отрывок из трагедии "Орест" древнегреческого поэта Еврипида (V в. до н. э). Мелодия его записана на папирусе.

В раннем христианстве также имелись гимны во славу Бога. Сохранившиеся христианские гимны относятся к III в. н.э. и происходят с территории Сирии, представляя собой перефразированные тексты Библии.

Византийская церковь культивировала гимны как составную часть литургического пения. Расцвет византийских гимнов приходится на V-VI вв. и охватывает несколько столетий. Византийская культовая музыка оказала влияние на все страны Восточной и Западной Европы. В V-VIII вв. исполнение гимнов в церквях ряда стран Западной Европы становится повсеместным. Однако лишь с XIII в. практика исполнения гимнов в богослужении официально признается церковными властями.

В эпоху Реформации (XV-XVI вв.) возникают новые формы гимнов, не связанных так тесно с церковными обрядами. Торжественное пение сопровождает выходы государей. Создаются прекрасные протестантские гимны, своего рода вдохновляющие на бой песни: "Кто они, божьи воины" - гимн гуситов в Чехии, "Господь, твердыня наша" - "Марсельеза" Крестьянской Крестьянской войны в Германии и др.

Гимны на Руси Древняя Русь получила свое богослужебное пение из Византии вместе с крещением в конце Х в. Князь Владимир по возвращении из Корсуни, где по преданию он крестился, привез с собою в Киев вместе со священниками также певцов. Певцы эти были славянами, присланными русскому князю византийскими императором и патриархом.

Христианское церковное песнотворчество продолжалось во все время существования русской церкви. Все канонизированные святые русской церкви имеют особые песнопения, славящие их (акафисты, кондаки). Сложены они по форме аналогичных богослужебных песнопений греческой церкви, находящихся в употреблении в славянском переводе, в современной богослужебной практике православной церкви.

В XVI-XVII вв. сначала в Польше, затем на Украине и в Русском государстве появляется особая разновидность гимнов - торжественные канты, которые создавались на религиозные тексты, но постепенно их тематика расширяется - патриотические, лирические, "виватные", они становятся светскими.

В эпоху Петра I получают распространение "виватные канты", прославляющие царя и "молодую Россию": "Виват, Россия, именем преславна", "Возвеселисе, Россия, правоверная страна", "Радуйся, российский Орле двоеглавый" - эти песнопения исполнялись в знак петровских побед на суше и на море, составляя единое целое вместе с другими пропагандистскими деяниями царя: созданием военных знамен нового образца, массовым награждением памятными медалями солдат и офицеров, патриотическими фейерверками.

Естественно, русский царь, реформировавший армию, не оставил в стороне военную музыку. С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов. По-видимому, этому оркестру выпала честь первому воспроизвести мелодию знаменитого "Преображенского марша Петра Великого".

К концу XIX в. Преображенский марш в качестве музыкальной эмблемы элитного Преображенского полка стал главным маршем России. Музыка марша Преображенского полка звучала в России и в советское время, в частности, в исторических фильмах и радиопостановках. Сейчас его можно услышать в исполнении военных оркестров.

В конце XVIII в. появился еще один марш всероссийского значения. По первой строке стиха он назывался "Гром победы". Иногда его именовали по припеву - "Славься сим, Екатерина! ". Стихи написал первый поэт России того времени Г.Р. Державин. Он посвятил их победе России в войне с Турцией 1787-1791 гг., во время которой ярко проявился полководческий талант А.В. Суворова и героизм русских солдат. Этот марш звучал в России в течение нескольких десятилетий, исполнялся и в войну 1812 г.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Коллективизированные государства
Если рассмотренные нами государства осуществляют вмешательство в экономическую жизнь в целях поддержки экономики, что носит преимущественно частный характер, коллективизированные государства ставят хозяйственную жизнь во всей ее полноте п ...

Типология политической власти
Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на основных уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, групповом, личном. Это дает основание рассмотреть структуру политической власти как следующ ...

Манипулятивная роль слова
Манипуляционный потенциал слов основывается на том, что человек живёт одновременно в двух мирах — мире природы и мире культуры. Для современных форм политической жизни значение имеет главным образом мир культуры, т. е. мир знаков, мир инф ...