Типы полиэтничных государств

Другая политика » Взаимодействие государства и этноса » Типы полиэтничных государств

В большинстве полиэтнических государств бывает так, чтобы та или иная этинческая община обладала одинаково высоким статусом во всех его измерениях. Чаще всего встречается ситуация, когда тот или иной этнос оказывается доминирующим в одной или нескольких сферах государственной жизни. По этому принципу, в частности, американским исследователем Дж. Ротшильдом разработана типология полиэтнических государств. С известными поправками она может быть применима к практике межэтнических взаимодействий в Российской Федерации. Дж. Ротшильд выделяет семь типов полиэтнических государств.

1. Политически доминирующее большинство противостоит подчиненному меньшинству или нескольким меньшинствам. Характерный пример в этом отношении Канада с политически доминирующим англоязычным большинством и противостоящий ему франкоязычный Квебек.

2. Политически доминирующее меньшинство противостоит подчиненному большинству. Подобная ситуация была характерна для всех колониальных стран, где политическая власть принадлежала белому меньшинству, а совсем в недавнем прошлом – для ЮАР.

3. Доминирующее центральное ядро (не большинство), рассматривающее себя символическим создателем государства, противостоит конгломерату (но не коалиции) периферийных этнических групп. Яркий пример такого взаимодействия – бывший СССР с доминирующим русским ядром и многочисленными нерусскими народами, а также современные США.

4. Одна этническая группа доминирует политически, другая – экономически (биполярный баланс). По такому принципу строилось этническое взаимодействие в большинстве бывших советских республик (русская, точнее, русскоязычная часть населения – титульный народ республики), для Казахстана оно характерно и сегодня. К этому же типу следует отнести и большинство республик в составе современной Российской Федерации. Из зарубежных примеров можно назвать Малайзию (малайцы-китайцы).

5. Экономически сильные, но политически уязвимые этнические меньшинства реализуют себя в коммерческой и посреднеческой деятельности (евреи в ряде стран Европы и США, китайцы в Таиланде, чеченцы и ряд других народов Кавказа и Российской Федерации).

6. Градация влияния и численности этнических групп многослойна (Кения).

7. Этнические общности различаются по численности и критериям этнической дифференциации (Заир и ряд других африканских государств).

Неоднородность этнического состава населения ставит перед государственными институтами задачу интеграции мультикультурного общества, выработки общегосударственной идеологии и ценностей.

Соответственно каждое государство решает эту задачу по-разному. В Соединенных Штатах Америки долгое время господствовала идея «плавильного котла». Таким котлом представлялось исследователям и политикам американское общество, в котором разнородные этнические и расовые компоненты образовали единый сплав, именуемый американской нацией. По большому счету сходная идея была и у государственных идеологов в Советском Союзе, где якобы из многочисленных этносов и этнических групп формировалась «новая историческая общность людей – советский народ». И американская, и советская идеологическая модели имели в своей основе реальные основания, но обе они явно недооценивали значения этничности.


Другое по теме:

Представительные, или репрезентативные демократии (от фр. Representation –представительство)
Они, напротив, исходят из того, сто воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти. При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное ...

Современные этнорелигиозные конфликты
Последние два десятилетия XX в. стали новым этапом в этническом развитии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в период перестройки и гласности в виде феномена «этнического взрыва», ...

Понятие «политическое сознание», его структурные компоненты
В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовны ...