Итак, мы рассмотрели сущность политических манипуляций на выборах.

Методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, её роль в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную и эффективную форму выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признаёт легитимность самого режима. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, — уже жертва манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.

Разумеется, в той или иной форме манипуляция сознанием существовала и существует практически в любой форме общественного устройства любой эпохи.

Исследование механизмов и масштабов политических манипуляций позволяет сказать со всей определённостью: манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в своей судьбе практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в декоративные (неэффективные) выступления.

Средства ПМ неизбежно будут совершенствоваться и развиваться с увеличивающимся ускорением. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой — это диктуется бурным научно-техническим прогрессом, когда возникают новые формы контроля за личностью и её сознанием (даже такие на первый взгляд безобидные, как сотовые телефоны, кредитные карточки, ИНН, новые формы СМИ и т. д.).

[1] Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 2005. – С. 37.

[2] Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. М., 2001. С. 73.

[3] Борецкий Р. В бермудском треугольнике ТВ. М., 1998. – С. 28.

[4] Амелин В. Социология политики. М., 1992. – С. 71.

[5] Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник МГУ, сер. 7. – 1990. - № 2. – С. 31.

[6] Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 2004. – С. 61.

[7] Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992. – С. 52.

[8] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.

[9] Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 25.07.2006) // Собрание законодательства РФ, 23.05.2005, № 21, ст. 1919.

[10] Богомолова Л. Подводные камни рейтингов // Петербургский избиратель. – 1999. - № 5, 13. – С. 62.

[11] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 52.

[12] Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. М., 2001. С. 74.

[13] Гитлер А. Моя борьба. М., 1998. – С. 278.

[14] Богомолова Л. Подводные камни рейтингов // Петербургский избиратель. – 1999. - № 5, 13. – С. 36.

[15] Лисовский С., Евстафьев В. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000. – С. 37.

[16] Тимофеевский А. Кампания победы // Коммерсантъ-Daily, 04.06.96.

[17] Ельцин Б. Президентский марафон. М., 2001. – С. 283.


Другое по теме:

Актуальные проблемы укрупнения регионов
Одним из основных препятствий для эффективного укрупнения регионов на сегодняшний день является отсутствие целостного видения «конечного продукта» укрупнения. Нет ответов на вопросы: сколько должно быть субъектов Федерации, каким статусом ...

Недовольства рабочих
Недовольство накапливалось постепенно. Рабочие требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда, протестовали против эксплуатации. Крестьяне, число которых постоянно сокращалось, добивались государственной помощи для сохране ...

Угрозы информационной безопасности России
Следует отметить, что, хотя порождаемые информатизацией проблемы информационной безопасности являются глобальными, для России они приобретают особую значимость в связи с ее геополитическим и экономическим положением. В Доктрине информаци ...