Предыстории грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликта

Другая политика » Нарушение международного гуманитарного права на примере конфликта в Абхазии и Южной Осетии » Предыстории грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликта

Грузино-абхазский конфликт

4 мая 1921 года на территории Абхазии была установлена Советская власть, и 31 марта того же года Абхазия была провозглашена Социалистической Советской республикой. Существовавший к тому моменту Ревком Советской Социалистической республики Грузии признал ССР Абхазию в качестве независимого государства, более того, это случилось даже за 10 дней до провозглашения ССР Абхазии. Добровольное вхождение ССР Абхазии в состав ССР Грузии произошло 16 декабря 1921 года. 19 февраля 1931 года ССР Абхазии была преобразована в автономную республику. За понижением статуса Абхазии последовали шаги по искусственному увеличению численности грузинского населения Абхазии и уменьшению доли лиц абхазской национальности в партийном и советском руководстве республики. С этого же времени было отменено преподавание в средних школах абхазского языка, которое было заменено обязательным изучением грузинского. В итоге к началу 1990-х годов абхазы составляли всего 17% от общей численности населения Абхазской АССР. Все эти шаги, ущемлявшие абхазское национальное самосознание, привели к развитию межнационального конфликта, наиболее яркими проявлениями которого стали массовые выступления абхазского населения автономной республики с требованиями о выходе из состава Грузинской ССР и о вхождении в состав РСФСР, имевшие место в апреле 1957 года, апреле 1967 года и мае-сентябре 1978 года. Очередное обострение конфликта произошло в июле 1989 году, когда в результате столкновений между грузинами и абхазами в г. Сухуми погибли 16 человек и около 140 были ранены.

Для ликвидации массовых беспорядков были применены Внутренние войска МВД СССР. Атмосфера накалялась и в дальнейшем. Это было связано с избранием первым президентом Грузии крайнего националиста З. Гамсахурдиа.

После распада СССР, 21 февраля 1992 года правящий тогда в ставшей независимой Грузии Военный совет (свергнувший Гамсахурдиа, но в целом разделявший его националистические взгляды) объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года.

Абхазское руководство восприняло отмену конституции Грузинской ССР как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет Абхазской АССР восстановил действие Конституции ССР Абхазии 1925 года, согласно которой Абхазия являлась суверенным государством.

14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией началась война, продлившаяся до сентября 1993 года, и закончившаяся поражением Грузии и фактическим изгнанием грузинского населения с территории Абхазии. 14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира (КСПМ) СНГ, в задачу которых входило поддержание режима прекращения огня в зоне конфликта. 2 апреля 2002 года был подписан грузино-абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, оставшаяся под контролем Грузии) было поручено КСПМ СНГ и военным наблюдателям ООН.

Обострение обстановки в зоне грузино-абхазского конфликта началось после прихода в 2003 году к власти в Грузии проамериканского руководства во главе с президентом Михаилом Саакашвили, поставившим перед собой цель любой ценой добиться возвращения бывших абхазской и югоосетинской автономий в состав Грузии.


Другое по теме:

Предмет политологии, ее функции
Политика – важнейшая сфера в жизнедеятельности людей. Существует с древних времен. Политика возникает вместе с государством. В современном мире политика охватывает все сферы жизни. Политика (греч) = искусство управлять гражданами или гос ...

Легитимность власти
Важное значение для политической стабильности и поддержки политических лидеров имеет законность (легитимность власти). Власть обретает законность тремя способами: •благодаря традиции • в силу признания правомерности системы законов, в у ...

Достоинства бипартизма
Эта система придает устойчивость государственной власти, поскольку большинство в парламенте и правительство принадлежат к одной партии. Поэтому они свободны от неизбежных при других системах межпартийных раздоров. Благодаря многолетней ра ...