Формы государственного устройства (унитарное гос-во, федерация, конфедерация)

Другая политика » Понятие и сущность политологии » Формы государственного устройства (унитарное гос-во, федерация, конфедерация)

Территориальная организация гос-ва характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают три основные формы территориального устройства государства:

- унитарная

- федеративная

- конфедерация

Унитарное гос-во представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все гос-ые, в т.ч. судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные гос-ва сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, напр., Испания, могут иметь в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой опред-ся центральной властью. Унитарные гос-ва м.б.

- централизованными (Великобритания, Швеция, Дания…)

- децентрализованными (Франция, Италия, Испания)

Централизованные гос-ва могут представлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако, в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных же унитарных гос-ах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хоз-ва, охраны общественного порядка… Однако в отличие от субъектов федерации их компетенции в области собственного налогообложения сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Главное отличие федерации от унитарного гос-ва состоит в том, что источниками власти, субъектами гос. суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны…), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. В унитарном же гос-ве существует лишь один субъект суверенитета – народ. Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных м-у ними и центром компетенций и имеющих собственные конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство. Характерный признак – двухпалатный парламент. Федеративное гос-во м.б.

-образованное по территориальному принципу (Бразилия, Мексика, Германия, США)

- образованное по нац – территориальному принципу (РФ, Индия, Малайзия)

Федерация строится на основе распределения функций м-у ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, кот-ая м.б. изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов явл-ся исключительной компетенцией союзных органов гос-ва, другая – субъектов федерации, третья – совместной (конкурирующей) компетенцией союза и его членов, четвертая, остаточная, не зафиксированная в конституции компетенция – в различных странах по разному делится м-у центром и субъектами федерации. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов, земель…

Члены федерации – соучастники общегосударственного суверенитета фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного гос-ва. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков…

Конфедерация – постоянный союз самостоятельных суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют госуд-ый суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.


Другое по теме:

Политологический аспект стабильности и риска
Немецкий философ Никлас Луман у своей работе «Социология риска» предложил заменить схему «риск / надежность» схемой «риск / опасность». Нужно отметить, что именно путем исследования социальных условий, при которых та или иная ситуация счи ...

"Проблема Гоббса"
Ничего естественного и спонтанного в принятии частным эгоизмом (если он берется как "исходная данность" мотивации человека) этой формы взаимной полезности нет. Если рационально то, что позволяет оптимизировать средства в отношен ...

Холодная война, ее сущность и происхождение. Новые тенденции в международных отношениях после Второй Мировой войны
Международным отношениям, сложившимся после второй мировой войны, были присущи некоторые качественно новые характеристики. В послевоенном мире в громадной степени усилилась взаимосвязанность стран и регионов. Система международных отношен ...