Иранские беженцы в странах СНГ
Страница 1

Другая политика » Иранские беженцы в странах СНГ

Политические процессы, происходившие на рубеже ХХ и XXI веков на Ближнем и Среднем Востоке и в мире, актуализировали такой аспект современной истории, как проблема вынужденных переселенцев. Она в равной мере затрагивает интересы как Ирана, так и России, где возникли многочисленные диаспоры и анклавы. Традиционно под диаспорой понимают часть народа (этнической общности), проживающую вне страны его происхождения, имеющую общие этнические корни и духовные ценности1.

Эта проблема не остается без внимания российских и иранских специалистов, а также находит отклик на страницах средств массовой информации как у нас, так и за рубежом. В числе важных работ отметим монографические исследования В.И.Дятлова, А.В.Курбанова, Ф.Бадерхана, О.И.Брусиной и др.2 В них показывается, что диаспоры становятся важным фактором современных международных отношений, поскольку их возникновение связано как с взаимодействием государств, так и миграционными процессами. В связи с этим не безынтересно рассмотреть принципы взаимоотношений между диаспорой, исторической родиной и государством проживания (Ираном и Россией).

В Иране эта проблема обострилась после иранской революции 1978–1979 гг. Эмиграция населения, не воспринявшего идеи иранской революции 1978–1979 гг., началась в 80-е годы ХХ в. В постреволюционный период наблюдался отток образованной части иранцев из страны3. Оценочные данные этой группы варьируются от 750 тыс. до 1, 5 млн. чел. Большинство эмигрантов предпочло осесть в странах Западной Европы или США. Община иранских переселенцев возникла и в Турции, их численность, по неофициальным данным, составляла 600 тыс. человек, хотя Анкара заявляла, что их количество не превышало 30 тыс. В США также число иранцев с 122 тыс. в 1980 г. увеличилось до 200 тыс. в 1986 г. Иранцы в основном были сосредоточены в южной Калифорнии4.

Иранские эмигранты, как правило, являлись высококвалифицированными специалистами. Многие из них получили ученые степени в университетах США и Западной Европы. Это были в основном состоятельные люди, которые вывезли из Ирана свои сбережения во время и после революции. Многие из них составляли часть дореволюционной политической элиты. Среди них были и специалисты в области иранистики, сумевшие опубликовать немало интересных и глубоких исследований по современной истории Ирана. Они участвовали в научных международных форумах, например, выступали с научными докладами в Париже в 1999 г. на конгрессе иранистов Европы.

Другую часть эмигрантов составили представители некоторых религиозных меньшинств, например, члены секты бехаитов и иудеи. Это также были интеллектуалы, находившиеся в оппозиции шахскому режиму, ограничивавшему свободу слова, и за то же самое не воспринявшие новый режим исламской республики. Среди эмигрантов оказались крупные промышленники и бизнесмены, представители национальных меньшинств, а также молодежь, уклонявшаяся от военной службы и других принудительных повинностей.

Таким образом, причиной иранской эмиграции послужила в основном политическая нестабильность и связанные с ней перемены в политическом и экономическом курсе новых властей. Освободившиеся социальные лакуны были заняты представителями клерикальных слоев, преимущественно выходцами из «базари», различных национальностей, в основном являвшимися персоязычными иранцами-шиитами.

После распада Советского Союза аналогичная проблема актуализировалась и в Российской Федерации. Политические и экономические сложности и неурядицы послужили причиной выезда некоторой части населения Советского Союза в США, страны Западной Европы и Израиль. В последнем, как известно, существует обширная диаспора русских евреев, играющих важную роль в политических и экономических процессах страны. В целом большое количество наших соотечественников давно уже проживает в странах дальнего зарубежья (например, США и Франции). Среди них немало тех, кто стремится сохранить свою этническую и культурную самобытность. Однако после распада СССР в новом зарубежье 25 млн. россиян оказались за рубежом не по своей воле. В настоящее время наблюдается процесс становления российской диаспоры в новых независимых государствах. Идет формирование и развитие институтов и организаций, цель которых – поддержать существование и развитие россиян как этнической общности в иноэтнической среде; идет процесс осознания ими себя как диаспоры.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Политическая доктрина анархизма
Анархизм (от греч. Anarchia-безвластие) был специфической критикой либеральной доктрины, поскольку доводил практически до абсурда главные либеральные идеи – индивидуализм, невмешательство государства в социально-экономическую жизнь гражда ...

Становление социал-реформизма
При всей противоположности классического либерализма и классического марксизма между двумя этими доктринами имелось немало общего в функциональном отношении. В обоих случаях отстаивалась определенная модель глобального переустройства мира ...

Классификация конфликтов
Одним из первых, кто попытался провести классификацию различных конфликтов, был американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин. Он предложил различать конфликты, прежде всего, в зависимости от того, являются они межличностными ...