Выбор предпринимателя
Страница 1

Другая политика » Зачем бизнесмены в России идут в политику » Выбор предпринимателя

Что дешевле — купить услуги профессионального политика или самому пойти во власть? В этот вопрос сплошь и рядом упираются и промышленники с миллионными GR-бюджетами, нуждающиеся в лицензиях и налоговых льготах, и директора колхозов, месяцами вытрясающие из чиновников разрешение на строительство коровника.

Каждая пятая российская компания регулярно тратится на взятки, констатируют эксперты Всемирного банка. С 2002 по 2005 г. доля коммерсантов-взяточников увеличилась с 13 до 21%. Такой вывод основан на интервью с представителями 599 компаний. Казалось бы, это свидетельствует о закрепившемся в стране разделении труда: бизнес не лезет в политику, чиновники — за мзду — не лезут в бизнес.

Один из пунктов кандидатской анкеты — последнее место работы. Стопроцентной гарантии того, что кандидаты говорят о себе всю правду, быть не может. Но и скрывать свой род занятий им тоже не с руки. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан требует от кандидатов предъявлять точные биографические сведения. Наказание за малейшую неточность может быть крайне строгим — тому пример случай с бывшим генпрокурором Юрием Скуратовым, который был снят с выборов в Госдуму за то, что забыл вписать в предвыборную анкету должность профессора Московского государственного социального университета. А поскольку в большинстве регионов сохраняются остатки политической конкуренции, кандидат, врущий в анкете, становится очень удобной мишенью для атаки со стороны соперников.

Зачем коммерсанты идут во власть, вместо того чтобы довольствоваться услугами “своих” политиков? Экономисты давно дали ответ на этот вопрос: предприниматели небезосновательно подозревают, что, выиграв выборы, политик не сдержит своих обещаний. В России эта логика работает так же, как и в других странах, где периодически проходят выборы. До отмены губернаторских выборов российские бизнесмены активно искали себе применение в исполнительной власти, ведь именно там формируется политика. Скотт Гельбах из университета Висконсина, Екатерина Журавская и Константин Сонин из ЦЭФИР подсчитали, что в 247 губернаторских кампаниях, которые прошли с 2001 по 2005 г. в 88 регионах России, в 151 участвовал по крайней мере один предприниматель. При этом в 104 случаях кандидат от бизнеса получал как минимум 5%, а в 66 — 10% голосов. 17 бизнесменов стали губернаторами.

Ценность предвыборных обещаний в России по-прежнему невысока, как и гарантирующие их исполнение инструменты — свобода слова и прозрачность деятельности правительства. Неудивительно, что с отменой губернаторских выборов конкуренция за места в законодательной власти сильно возросла.

О своей новой работе депутаты-бизнесмены стараются говорить без лишнего пафоса. Директор Лахденпохского фанерного комбината “Бумэкс” Дмитрий Беляев, избиравшийся в законодательное собрание Карелии по одномандатному округу как кандидат от “Единой России”, собирается поддержать почин депутатов предыдущего созыва, снизивших налог на имущество ряда машиностроительных предприятий в 11 раз: с 2,2 до 0,2%. Директор астраханского филиала страховой компании “Согаз” “единоросс”-одномандатник Татьяна Максимова скромно допускает, что ее присутствие в областной думе будет работать на имидж страховой группы. На посту председателя комитета по бюджетно-финансовой, экономической, налоговой политике и собственности Максимова обещает не лоббировать корпоративные интересы, просто страховые премии лучше собираются там, где выше уровень жизни.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Примеры политических манипуляций на выборах. Выборы Президента РФ в 1996 году
Выборы 1996 года показательны именно потому, что в их ходе манипулятивная машина была использована с прежде небывалым для нашей страны размахом. В то, что Ельцин сможет законным путём удержать власть в 1996 году, верили очень немногие. Д ...

Взаимоотношения России и НАТО в свете вооруженного конфликта в Косово. Взаимоотношения России и НАТО в свете обострения кризиса в Косово
« Фактор НАТО» стал основной проблемой во взаимоотношениях России с Западом в сфере европейской безопасности с началом дебатов о расширении альянса на восток, в ходе которых руководство России неоднократно получало от представителей альян ...

Сущность, функции и типы политических партий
Партия - это специфическая общественная организация, в основе деятельности которой лежит защита интересов определенных социальных групп людей посредством борьбы за власть и установление соответствующих политических и социально-экономическ ...