Что дешевле — купить услуги профессионального политика или самому пойти во власть? В этот вопрос сплошь и рядом упираются и промышленники с миллионными GR-бюджетами, нуждающиеся в лицензиях и налоговых льготах, и директора колхозов, месяцами вытрясающие из чиновников разрешение на строительство коровника.
Каждая пятая российская компания регулярно тратится на взятки, констатируют эксперты Всемирного банка. С 2002 по 2005 г. доля коммерсантов-взяточников увеличилась с 13 до 21%. Такой вывод основан на интервью с представителями 599 компаний. Казалось бы, это свидетельствует о закрепившемся в стране разделении труда: бизнес не лезет в политику, чиновники — за мзду — не лезут в бизнес.
Один из пунктов кандидатской анкеты — последнее место работы. Стопроцентной гарантии того, что кандидаты говорят о себе всю правду, быть не может. Но и скрывать свой род занятий им тоже не с руки. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан требует от кандидатов предъявлять точные биографические сведения. Наказание за малейшую неточность может быть крайне строгим — тому пример случай с бывшим генпрокурором Юрием Скуратовым, который был снят с выборов в Госдуму за то, что забыл вписать в предвыборную анкету должность профессора Московского государственного социального университета. А поскольку в большинстве регионов сохраняются остатки политической конкуренции, кандидат, врущий в анкете, становится очень удобной мишенью для атаки со стороны соперников.
Зачем коммерсанты идут во власть, вместо того чтобы довольствоваться услугами “своих” политиков? Экономисты давно дали ответ на этот вопрос: предприниматели небезосновательно подозревают, что, выиграв выборы, политик не сдержит своих обещаний. В России эта логика работает так же, как и в других странах, где периодически проходят выборы. До отмены губернаторских выборов российские бизнесмены активно искали себе применение в исполнительной власти, ведь именно там формируется политика. Скотт Гельбах из университета Висконсина, Екатерина Журавская и Константин Сонин из ЦЭФИР подсчитали, что в 247 губернаторских кампаниях, которые прошли с 2001 по 2005 г. в 88 регионах России, в 151 участвовал по крайней мере один предприниматель. При этом в 104 случаях кандидат от бизнеса получал как минимум 5%, а в 66 — 10% голосов. 17 бизнесменов стали губернаторами.
Ценность предвыборных обещаний в России по-прежнему невысока, как и гарантирующие их исполнение инструменты — свобода слова и прозрачность деятельности правительства. Неудивительно, что с отменой губернаторских выборов конкуренция за места в законодательной власти сильно возросла.
О своей новой работе депутаты-бизнесмены стараются говорить без лишнего пафоса. Директор Лахденпохского фанерного комбината “Бумэкс” Дмитрий Беляев, избиравшийся в законодательное собрание Карелии по одномандатному округу как кандидат от “Единой России”, собирается поддержать почин депутатов предыдущего созыва, снизивших налог на имущество ряда машиностроительных предприятий в 11 раз: с 2,2 до 0,2%. Директор астраханского филиала страховой компании “Согаз” “единоросс”-одномандатник Татьяна Максимова скромно допускает, что ее присутствие в областной думе будет работать на имидж страховой группы. На посту председателя комитета по бюджетно-финансовой, экономической, налоговой политике и собственности Максимова обещает не лоббировать корпоративные интересы, просто страховые премии лучше собираются там, где выше уровень жизни.
Другое по теме:
Институты непосредственной демократии
Формы (институты) непосредственной демократии разнообразны.
Среди них можно выделить те формы и институты прямой демократии, посредством которых граждане самостоятельно решают вопросы государственной и местной жизни, принимая окончательн ...
Глобализация и проблемы становления демократии в Украине
Последнее десятилетие двадцатого столетия и начало двадцать первого века проходит под флагом идеи глобализации. Исходя из этой идеи строят свою внешнюю политику ведущие мировые державы, её не может игнорировать ни одно государство мировог ...
Политическая мысль Средневековья
Крушение античности открыло новую главу в развитии политических идей. На долгие века устанавливается господство богословского, теологического мировоззрения, в рамках которого разрабатываются политико-правовые проблемы. Догматы церкви стан ...