Основные группы интересов в России. Российская практика лоббизма
Страница 5

Другая политика » Основные группы интересов в России. Российская практика лоббизма

В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).

В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может подразделяться на следующие разновидности:

лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);

ведомственное лоббирование - лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое "продавливание" тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или военно-промышленного комплексов и т.д.;

региональное лоббирование - воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.

иностранное лоббирование - влияние зарубежных "групп давления" либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений.

Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть употреблен как на благо всего общества, так и в узкопартийных, узкогрупповых и т.п. интересах. Все зависит от социально-экономического, политического и культурного фона, от ряда обстоятельств, которые способны наделить лоббизм как плюсами, так и минусами.

Для того чтобы он приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д. Только при наличии данного набора факторов расширяются шансы на использование лоббизма в общественных интересах, он начинает "работать" в общесоциальных (общечеловеческих) режимах.

В условиях же экономического, политического и духовного кризиса, переходного периода лоббизм выходит из цивилизованных рамок и приобретает больше минусов, чем плюсов. "Сегодня лоббизм, - считает А. Луговская, - пронизывает все структуры власти сверху донизу. Никем и ничем не контролируемый, наглый и дикий, он стал в России реальной властью".

Частный бизнес, меняя структуру экономики, меняет и формы лоббирования своих проектов в органах власти, доводя их до изощренных преступлений и прямого подкупа. Если раньше в условиях административно-командной системы управления непререкаемое первое место в ограниченном лоббистском соревновании занимали отраслевые лобби, то в 1990-х гг. торгово-финансовый капитал боролся за сферы влияния в тесном союзе с преступностью. "Самые сильные лоббисты, способные влиять на правительство, президентские структуры и парламент, - отмечалось в прессе, - это торгово-финансовый капитал. Сфера его интересов ясна: максимальная либерализация внешнеэкономической деятельности, слом протекционистских барьеров для ввоза в Россию импортных товаров, приватизация валютоемкой промышленности (нефтяной и вообще сырьевой), введение частной собственности на землю".

Характерным для России явлением в 1990-х гг. было принятие органами государственной власти правовых и нормотворческих актов, предусматривающих различные привилегии и льготы для некоторых предприятий или регионов. В результате российский бюджет недополучил значительные денежные средства. Насколько целесообразными являлись действия российских властей, какими принципами они руководствовались, кому были выгодны принятые решения, что получили от предоставленных льгот налогоплательщики - вопросы, на которые очень сложно ответить.

Условия разгосударствления, приватизации, передела собственности резко активизировали негативную, преступную лоббистскую деятельность. Как сказал по этому поводу один высокопоставленный американский дипломат в Москве: "Россия, несмотря на все передряги, остается супердержавой хотя бы потому, что здесь процветает суперлоббизм . Где еще можно так спокойно, не опасаясь ни морального осуждения общественности, ни сурового решения суда, делить колоссальные куски госсобственности в своих интересах?"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Демократия прямая и представительная
Такую первичную, истинную форму демократии (мы употребляем слово “истинную”, так как именно в этом случае демократия наиболее полно реализует и проявляет свою своеобразность и сущность) определяют как прямую и непосредственную демократию. ...

Выводы
Обобщив мнения разных авторов (см. список литературы), чьи работы посвящены проблеме геополитики, а особенно геополитическим взаимоотношениям России и Украины можно сделать следующие выводы: В сложной геополитической ситуации независимая ...

Политика занятости в Санкт-Петербурге
В ближайшее время в Санкт-Петербурге планируется организовать общественные работы для 9423 безработных. Это может быть мелкий ремонт, уборка помещений, мытье окон и транспорта, разнос корреспонденции и т.д. Есть и вакансии в непроизводств ...