Существование глобализации как явления само по себе не вызывает сомнений и никем не оспаривается. Однако определение глобализации представляет немалые научные трудности, усугубляемые политическим звучанием проблемы, стоящими за ней беспрецедентными по масштабу и концентрации интересами, как материального, так и в не меньшей степени идеологического характера. Наличие заинтересованности в глобализации неоколониалистами, обусловливает намеренную переоценку реального значения глобализации в современном мире. Данное утверждение не следует понимать как отрицание самого явления и его значимости: то и другое объективно присутствует, однако искусственно и однобоко раздувается в угоду крайне эгоистическим финансово-экономическим и идеологическим интересам.

Объективное содержание глобализации составляют разнородные по их происхождению, сферам проявления, механизмам и последствиям процессы, что позволяет и требует рассматривать глобализацию как качественно самостоятельную, сложную систему явлений и отношений, целостную в ее системности, но внутренне весьма противоречивую. В литературе чаще всего указывается на несколько зримых источников всех или части тех процессов, которые в совокупности и образуют явление глобализации в целом.

Идея глобализации — одна из самых молодых социологических конструкций; вплоть до 1987 г. в базе данных библиотеки Конгресса в Вашингтоне не содержится упоминаний о книгах, в названии которых использовалось бы понятие “глобализация”. В научный оборот его ввел Р. Робертсон, впервые использовавший данный термин в 1983 г.; в 1985 г. он дал его подробное толкование, а в 1992 г. изложил основы своей концепции в специальном исследовании.

Уткин А.И. в книге «Мировой порядок XXI века» дает такое определение этому охватившему все сферы общественной жизни явлению. Глобализация – это слияние национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на новой легкости перемещения капитала, на новой информационной открытости мира, на технологической революции, на приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интернационального образования.[26]

Актуальность рассматриваемой темы:

Проблема глобализация сегодня – самый актуальный вопрос, обсуждаемый самыми различными специалистами – политологами, экономистами, социологами, философами, даже географами. Экономисты говорят о глобализации экономики, географы о создании «экономических архипелагов», в частности ассоциаций крупнейших мегаполисов, социологи о сближении образа жизни людей, политологи о завершении «холодной войны», об ускорении транснационализации, усилении взаимозависимости государств, уменьшении их суверенитета.

Предметами исследования выступают глобализация и, как следствие множества противоречивостей, возникшее движение антиглобалистов – процессы, охватившие все сферы общественной жизни, а также явления и новые тенденции, появившиеся благодаря сближению отношений между мировыми сообществами.

Анализ использованной литературы:

Явления глобализации активно обсуждаются в зарубежной, а в последнее время и в отечественной литературе, но из-за различных подходов к исследуемому явлению и отсутствию единого мнения у авторов, их можно разделить на несколько течений, вот некоторые из них:

- Неомарксисты считают, что термин «глобализация» означает не что иное, как целенаправленная стратегия монополистического капитала и американского империализма, имеющая целью окончательное закрепление экономического неравенства в мире и эксплуатацию «периферийных» и «полупериферийных» регионов и государств крупнейшими монополиями «мирового центра». Основными сторонниками данной концепции являются: немецкий исследователь Карл-Хайнц Рот, итальянец Марко Ревелли, лидер Коммунистической партии России (КПРФ) Г.А. Зюганов.

- Теоретики, рассматривающие глобализацию как процесс «обнищания» национальных государств, порождающий индустриализацию и конвергенцию. К данному течению можно отнести «Постиндустриализм» Д. Белла, «Мир - системные модели» И. Валлерстайна.

- Сторонники реалистской парадигмы понимают ее в духе «столкновения цивилизаций», как результат победы Запада во главе с США в холодной войне над СССР и закономерный процесс распространения гегемонии единственной сверхдержавы на остальной мир. Основателем реалисткой парадигмы, идеологом ее является выдающийся американский политолог Самюэль Филлипс Хантингтон. Продолжил исследование данной проблемы автор концепции «Третьей волны демократизации» А. Тоффлер.

- Неолибералы рассматривают глобализацию, как процесс постепенного преодоления государствами своих узкоэгоистических национальных интересов и становления «сообщества цивилизованных стран», являющегося результатом взаимопроникновения национальных экономик, интернационализации финансов, усиление роли крупнейших ТНК в мировой экономике, роста непосредственной конкуренции предприятий и фирм, независимо от их национальной принадлежности. Неолибералы рассматривают процесс сближения мирового сообщества только как положительное для всех ее членов явления, веря что глобализация приведет нации к мирному сосуществованию и благосостоянию всех людей. Так же считает и известный американский политолог Д. Сорос и такие исследователи как Э. Гидденс, Р. Робертсон, Д. Харвей, У. Бек.- Отечественные же политические исследователи: А.С. Панарин, В.Л. Иноземцев к явлению глобализации относятся скептически, отмечая, что глобализация стала одной из важнейших глобальных проблем человечества и несет опасность восточной цивилизации.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Политическая элита и политическое лидерство
Политические элиты занимают особое место среди субъектов политики. Полит-я элита - это привилегированная группа, занимающая руководящие пози-ции во властных структурах, принимаю-щая непосредственное участие в подго-товке и реализации вла ...

Республика Алтай – субьект Российской Федерации. Становление конституционно-правового статуса Республики Алтай. (1989 по 1997 год).
Процессы децентрализации государственного устройства, демократизация российского общества, предопределили на уровне всего российского государства проведение реформ 1989-92 годов, которые в свою очередь заложили законодательные и иные осно ...

Развитие идеологического радикализма
На смену религиозному радикализму XVII и XVIII столетий в XIX и XX веках пришел радикализм революционной интеллигенции. Начиная от Пестеля, Бакунина и Желябова до Троцкого, Ленина, большевиков и эсеров сформировался особый тип секулярно-п ...