Зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму
Страница 1

Другая политика » Современный терроризм - история возникновения, классификация, зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму » Зарубежный и отечественный опыт противодействия терроризму

Смысл термина «противодействие терроризму» более широк, чем борьба с терроризмом, которая подразумевает непосредственное пресечение теракта или наказание виновных. Противодействие - это совокупность законодательных, идеологически-информационных, организационных, административно-правовых, воспитательных, в том числе и пропагандистских, мер, призванных упредить появление субъектов терроризма (особенно групп и организаций), воспрепятствовать им, не допустить их перехода к активным действиям, к реализации преступных намерений.

Терроризм становится долговременным фактором, негативно влияющим на развитие общественных отношений как в России, так и ряде сопредельных государств. Поэтому опасность угроз, связанная с деятельностью террористических организаций, в ближайшее время не только сохранится, но скорее всего еще более усилится. В перспективе в случае ослабления противодействия террористам существует опасность их объединения с целью дальнейшей дестабилизации ситуации в кризисных регионах. Поэтому необходимо в борьбе с терроризмом опираться на мировой опыт по использованию войск для борьбы с ним.

Во-первых, при привлечении воинских формирований к урегулированию различных конфликтов и пресечению террористических акций необходимо соблюдать нормы международного права и законы своего государства.

Первые законы в странах Запада, регулирующие действия исполнительной власти по борьбе с террористами и урегулированию различных конфликтов, были разработаны в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия и носили преимущественно декларативный характер, а порой и вовсе запрещали использование воинских формирований. Во многих государствах специальная нормативно-правовая база по вопросам применения войск в антитеррористических целях и на сегодня отсутствует.

Как показывает жизнь, это отрицательно сказывается как на подготовке войск к действиям по пресечению терактов, так и на непосредственном выполнении ими антитеррористических задач. До сих пор в большинстве государств мира не преодолена ведомственная разобщенность войсковых формирований, входящих в антитеррористические группировки. При проведении спецопераций не достигается необходимый уровень единоначалия, а также нет жесткого взаимодействия подразделений.

Во-вторых, применение вооруженных сил внутри страны осуществляется в зависимости от исторически сложившихся систем обеспечения внутренней безопасности. В одних государствах от использования вооруженных сил против террористов полностью отказались, в других - для этих целей применяют специально подготовленные воинские формирования, в третьих - выделяют для этого из сил общего назначения отдельные соединения и части, которые также проходят специальную подготовку.

В случае же непосредственной опасности, грозящей государственному строю изнутри, конституции большинства стран (Россия не входит в их число) предусматривают практически неограниченное применение всех своих силовых структур, включая и вооруженные силы. В ряде зарубежных стран право принятия решения на использование военных формирований при урегулировании конфликта предоставлено не только высшему должностному лицу государства, но и региональному руководителю, что позволяет существенно повысить оперативность действий войск, привлекаемых для борьбы с терроризмом.

В-третьих, использование вооруженных сил во внутреннем вооруженном конфликте, как правило, должно быть ограничено и осуществляться специально подготовленными частями. Первоочередной и самой главной задачей для них является ликвидация источников материально-технического обеспечения противозаконных действий и устранение иных предпосылок возникновения экстремистских движений.

В частности, на министерство обороны США возложены две функции в сфере борьбы с терроризмом:

защита военнослужащих и членов их семей, а также военных учреждений и оборудования от террористических атак;

помощь местным и федеральным органам в подготовке к контртеррористическим операциям и урегулировании таких инцидентов.

Немалый опыт борьбы с терроризмом накоплен Израилем и его спецслужбой «Моссад». В основе её тактики - превентивные удары по террористам, удары возмездия по организаторам и исполнителям терактов, которые не удалось предотвратить (к примеру, месть за убитых израильских спортсменов, которые были захвачены организацией «Чёрный сентябрь» на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене).

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Поиск политической стратегии либерализма
Первый шаг на этом пути целесообразно сделать вместе с И.Кантом. Именно его дихотомия ноуменального и феноменального миров, "чувствуемой и усматриваемой необходимости" позволяет войти в проблематику ситуации, в которой нравствен ...

Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
Одна из первых попыток создания модели перехода от авторитаризма к демократии была предпринята Д. Растоу. В качестве необходимых предварительных условий Растоу выделяет национальное единство и национальную идентичность. Процесс демократиз ...

Истоки либеральной идеологии. Возникновение "манчестерского либерализма"
Истоки либеральной идеологии относятся к XVII-XVIII вв. В трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, А. Смита, И. Канта закрепилось представление о приоритете прав и свобод человека, народном суверенитете и гражданском обществе. Первое упоминание са ...