Прогрессивная партия (прогрессисты).
Страница 1

Другая политика » Политические партии и общественно-политические движения России (вторая половина XIX - начало XX веков) » Прогрессивная партия (прогрессисты).

К 1908 г. сложились предпосылки для сближения политически активных кругов московской буржуазии и группы интеллектуалов из Партий мирного обновления и кадетов. Часть правых кадетов типа П.Б. Струве, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, В.А. Маклакова, М.В. Челнокова, А.В. Тырковой выступила с критическим пересмотром идейных, программных и тактических основ собственной партии, стала “наводить мосты" с передовыми представителями московских промышленных кругов.

На протяжении 1905- 1907 гг. прогрессисты так и не смогли создать собственной политической организации. Представители этого идейного течения или входили в самые различные партии либерального толка, или же придерживались внепартийной ориентации. Они не имели никакого влияния ни в I, ни во II Государственных думах.

Ситуация несколько изменилась в третьеиюньский период. На выборах в III Думу им удалось получить 28 депутатских мандатов. Лидером (и соответственно председателем) думской фракции прогрессистов стал крупный донской землевладелец (825 десятин земли) Иван Николаевич Ефремов.

Центристская позиция прогрессистов импонировала определенной части думских депутатов, что и обеспечивало численный рост фракции. Если в I сессию во фракции насчитывалось 28 человек, то во II - 36, в III - 39, в IV - 39, V - 37. Вне Думы прогрессисты группировались вокруг редакций журнала “Московский еженедельнике и газет “Слово” и “Утро России”.

На фоне организационного развала кадетской и особенно октябристской партий, имевшего место в 1908-1911 гг., отчетливо прослеживается процесс организационной консолидации прогрессистски настроенных элементов политически активной части буржуазии и деловой интеллигенции. Прогрессисты, образно говоря, явились своего рода оттяжным пластырем, который притягивал к себе разнородные элементы из октябристской, мирнообновленческой, кадетской и их около партийной среды.

Процесс организационного оформления прогрессистов в самостоятельную политическую организацию усилился во время избирательной кампании в IV Думу. На выборах прогрессисты получили 32 депутатских мандата и вместе с примыкающими их фракция начитывала 48 человек.11-13 ноября 1912 г. в Петербурге состоялся учредительный съезд, на котором были приняты думская программа, тактика, избраны руководящие органы. Основные требования программы сводились к следующим пунктам:

1) отмена положения об усиленной и чрезвычайной охранах, устранение административного произвола;

2) отмена избирательного закона 3 июня 1907 г.,

3) расширение прав народного представительства;

4) реформа Государственного совета;

5) свобода слова, печати, собраний и союзов;

6) неприкосновенность личности, свобода совести;

7) культурно-национальное самоопределение народностей, входящих в состав империи;

8) отмена сословных ограничений и привилегий;

9) реформа городского и земского самоуправления. В заключении программы говорилось о необходимости установления в стране “конституционного монархического строя с ответственностью министров перед народным представительством”.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Вторая мировая война и вхождение Венгрии в сферу советского влияния. Роль СССР в освобождении Венгрии и создании новой государственной власти
Как известно, в результате второй мировой войны Европа разделилась на два лагеря: капиталистический и социалистический. Венгрия попала в сферу влияния Советского Союза. Как это произошло? Летом 1944 года советские войска добились серьезн ...

Учение о совершенных и несовершенных формах государственного правления.
Наилучшее государство, по Платону, должно соответствовать следующим трём свойствам: во-первых, обладать силой собственной реорганизации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения врагов; во-вторых, контролировать и н ...

Основные направления деятельности государственных органов власти по предупреждению и локализации угроз внутренней безопасности России
Среди факторов, дестабилизирующих внутреннюю ситуа­цию, следует выделить отсутствие четкой целенаправ­ленной политики государства по развитию социаль­ной сферы. Более того, государством допускается серьезная ошибка, когда социальные проб ...