Политический конфликт: некоторые вопросы теории. Политический конфликт
Страница 2

Другая политика » Этносоциальные аспекты политических конфликтов в постсоветской России - некоторые вопросы теории и практики » Политический конфликт: некоторые вопросы теории. Политический конфликт

Политические конфликты имеют сейчас двойственный характер. С одной стороны, они представляют собой естественное следствие демократизации и выражаются в возникшем плюрализме политический позиций, становлении многопартийности, возникновении новых государственных политических институтов. С другой стороны, этот же процесс привел к подрыву ранее существовавшей властной структуры, законности и правопорядка, к неуправляемости процессами становления частнособственнических интересов.

Действительно, эта теоретическая посылка во многом может объяснить природу политических конфликтов, протекающих в российском обществе и государстве в целом, но, на мой взгляд, не совсем приемлема для анализа конфликтов в регионах страны, так как во многих субъекта государства политические конфликты и противостояния связаны не с демократизацией, становлением многопартийности и идеологического плюрализма, а, наоборот, с отсутствием этих явлений.

Другой исследователь проблем теории политического конфликта Д.М. Фельдман справедливо предложил рассматривать политический конфликт в двух измерениях:

1. в широком смысле - это любой конфликт, в котором затрагивается вопрос о политической власти;

2. в узком смысле - конфликт в системе политических отношений сущность которого - борьба за власть, ее сохранение[13].

Для того чтобы разнообразный по своему содержанию, формам развертывания борьбы, разрешения мир политических конфликтов предстал в более или менее упорядоченном виде, необходима его определенная типологизация, т.е. выделение основных типов политических конфликтов.

Решающую роль в обусловленности содержания, характера, видов и форм политических конфликтов играет вполне определенный структурный и социально-политический контекст общественной жизни, в которой они происходят, т.е. определенный тип общества. Существует несколько различных подходов к типологизации обществ и, соответственно, к типологизации происходящих в них политических конфликтов.

Наиболее конструктивным и продуктивным для понимания сущности и особенностей политических конфликтов представляется такой методологический подход, который подразделяет существующие разновидности обществ на два основных типа по критерию их социально-политической сущности: общества закрытого типа и общества открытого типа. Различие между ними автор данной концепции, известный английский социальный философ К. Поппер усматривал в том, что в закрытом обществе индивид полностью подчинен вознесенной над ним социальной - общностью, строго ограничен в своих действиях многочисленными табу, запретами. В обществах "открытого типа", где утверждаются демократия, плюрализм мнений, оценок и позиций, политические конфликты приобретают легитимный, институционализированный характер. Вследствие этого в такой системе реализуются возможности разрешения конфликтных ситуаций путем парламентской борьбы, смены правительства и т.п., не доводя их до стадии социального макроконфликта[14].

Период, прошедший после вступления постсоветских стран на путь перехода к демократическому "открытому обществу" побуждает сделать вывод о переходном состоянии общества как особом типе, обладающем собственной логикой исторического развития и набором определенных отличительных особенностей. В этом обществе доминируют черты своеобразной посттоталитарной конфликтности.

Общество переходного типа - это общество, для которого характерны нелинейные социально-политические процессы и неопределенность их возможных результатов. Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком обществе отсутствовала реальная практика выявления и разрешения политических конфликтов, оно не обладает, еще не выработало навыков их предотвращения, регулирования с помощью определенных правил и процедур. В результате возникающие в нем конфликты нередко приобретают разрушительный характер. В переходном обществе резко расширяется зона политических конфликтов, а сами они часто приобретают нецивилизованный характер. Поэтому политические конфликты носят чаще разрушительный, а не конструктивный характер, приобретают не конструктивные, а деструктивные формы и функции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Протокол о расширении регулярных политических консультаций
В октябре 1970 г., во время первого визита Помпиду в Советский Союз в качестве президента, СССР и Франция подписали советско-французский протокол о расширении регулярных политических консультаций по наиболее важным международным вопросам. ...

Форма государства
Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи ...

Начало женского движения в России (1859-1904)
Оно связано с попытками, обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости, а через нее - экономической независимости, борьбой за их доступ к высшему образованию. Этот начальный этап охватывает период с 1859 по 1905. "Общест ...