Политические учения Нового времени
Страница 1

Другая политика » Становление и развитие политологии как науки » Политические учения Нового времени

Начиная с XVI века в Европе, исподволь, назревают глубокие социально-экономические и политические перемены. Феодализм, несмотря на блеск и роскошь королевских, императорских дворов, клонится к упадку, а в его недрах появляются ростки нового общественного устройства, носители которого, прежде чем взять в руки ломы и топоры для разрушения феодальных твердынь, нуждаются в идейном обосновании построения общества, основанного на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Для этого требовалось доказать неразумность существующих феодальных политических порядков, обосновать право народа на их ликвидацию. Политическая наука в этот период все больше приобретает практический характер, ориентируясь на решение назревших социально-политических проблем. Одной из фундаментальных проблем политических идей Нового времени становится проблема государства. Буржуазия нуждается в идейном обосновании своего права вести борьбу с абсолютной монархией, политическим олицетворением феодальных порядков, и таковым становится концепция происхождения государства в результате общественного договора. Она разрабатывается английскими мыслителями Т. Гоббсом (1588-1679) и Дж. Локком (1632-1704), позднее Ж. - Ж. Руссо (1712-1778).

Суть концепции сводится к утверждению о том, что человечество в своем развитии проходит два этапа - естественное (до общественное) состояние и государственно-организованное существование. В естественном состоянии независимый самостоятельный индивид является частью природы, находится в состоянии "войны всех против всех" (bellum omnium contra omnes). Эгоизм, жестокость, страх, стремление уничтожить другого, чтобы очистить место для себя, - "естественное положение рода человеческого". Выход из этого антагонизма, вытекающего из естественных прав (то есть свободы делать все для самосохранения), по Т. Гоббсу, состоит в переходе от естественного состояния к общественному или государственному. Он совершается по взаимному согласию, по договору. Так возникает государство, которое ограничивает свободу каждого, создает условия для цивилизованного совместного проживания всех.

Согласно общественному договору люди вручают свои права, судьбу и власть государству, которое в обмен на это призвано гарантировать порядок в обществе. Государство Т. Гоббс уподобляет библейскому чудовищу - Левиафану. Подданные являются рабами всемогущего государства, только так можно обеспечить общественное согласие. Для Т. Гоббса "люди были врожденными врагами, из эгоистической пользы соединившимися в общества, и если б их не держала взаимная выгода, бросились бы друг на друга. На этом основании его уста не дрогнули, с мужеством цинизма, в глаза своему отечеству, Англии, сказать, что он в одном деспотизме находит условия гражданского благоустройства" (А.И. Герцен).

Несколько иначе идею общественного договора трактовал Дж. Локк. Родоначальник идеологии либерализма, главной ценностью которой является свобода личности, Дж. Локк обосновывает тезис о народном суверенитете: народ - источник власти. Он заключает договор с правящей властью, согласно которому главная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека: "права на жизнь, свободу и собственность". Для того, чтобы государство не вышло за рамки своих полномочий, чтобы оно не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвигает идею разделения властей на законодательную и исполнительную, отводя при этом приоритет законодательной власти. Идеал Дж. Локка - ограниченная монархия.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Понятие политической партии, ее сущность. Генезис политических партий. Понятие политической партии
Политическая партия - это общественная группа (организация), связанная идеологической общностью, имеющая определенную социальную базу и стремящаяся к обладанию политической властью или участию в ее осуществлении [9.С.209.]. ...

Политика как общественное явление. Наука о политике. Политика как вид человеческой деятельности, роль политики в жизни общества
В анализе категории политики обычно выделяют два основных подхода, а именно: - традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти; - социологический, в рамках которого поли ...

Политическая власть
Политическая власть - власть, осуществляемая через формальные и неформальные политические структуры и правительственные организации. Политическая власть отличается всеобщностью, моноцентричностью, общеобязательностью для других видов влас ...