Дайте определение понятию «либеральная демократия», после чего проанализируйте (вкратце), можно ли считать Государство Израиль либеральным и демократическим?
Либера́льная демокра́тия
(другое название — полиа́рхия
) является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав. Характерным элементом либеральной демократии является открытое общество, характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть. На практике экстремистские или маргинальные точки зрения крайне редко играют значительную роль в демократическом процессе, поскольку общественность видит в них угрозу для самой либеральной демократии. Однако модель открытого общества затрудняет консервацию власти правящей элитой, гарантирует возможность бескровной смены власти и создаёт стимулы, чтобы правительство гибко реагировало на запросы общества. (Из Викепедии- свободной энциклопедии).
На мой взгляд, Государство Израиль можно назвать либеральным и демократическим и вот почему.
Во-первых, в Израиле существует ограниченная власть. Ни одна партия не имеет в Кнесете большинства, поэтому широко распространены коалиционные правительства.
Во-вторых, действует, без сомнения, перенятое у Британии прецедентное право при отсутствии конституции. Важнейшей в данном случае является роль Верховного суда, «в принципиально важных вердиктах которого установлено, что властные инстанции не имеют права нарушать личные свободы и не могут превышать полномочия, предоставленные им законами, которые утвердил Кнессет» (Власть и политика в Государстве Израиль. Часть № 2, стр. 13).
Указанные судебные решения превратились в подобие базовых основ государственного строя Израиля.
В- третьих, не взирая на некоторую военную цензуру (существующую, кстати, и у стран, являющихся общепризнанными идеалами либеральной демократии- США и Великобритании во время Второй мировой войны), израильские средства массовой информации достаточно свободны и вольны в своих суждениях по тем или иным вопросам общественной жизни. Более того, существует некое добровольное соглашение между Генеральным штабом Армии Обороны Израиля и редакторами газет, в котором первые не прибегали бы к цензуре, а вторые воздерживались бы от публикации материалов, которые можно считать подрывающими обороноспособность страны.
В конечном счёте в 1992 году были приняты два основных закона, гарантирующих права граждан, присущие либерально- демократическому государству. Это Основной закон о свободе деятельности
и Основной закон о достоинстве человека и его свободе.
О том, как Израиль выстоял в борьбе за демократические свободы, отметил Ш. Авинери: «Меньшего, чем в Израиле, давления на общество бывало достаточно для того, чтобы демократическая система в нём развалилась и уступила место власти, не основанной на согласии,- военной, «вождистской» или однопартийной диктатуре. Вопреки пророчествам пессимистов, Израиль не превратился ни в Спарту, ну в Пруссию.» (Власть и политика в Государстве Израиль. Часть № 2, стр. 43).
Другое по теме:
Стратегии внешнего и
внутреннего антикризисного реагирования НАТО в международно-политических
условиях конца 90-х годов ХХ века. Факторы пересмотра
стратегических приоритетов НАТО
Вооруженные силы Североатлантического альянса были созданы в 1949 году как структура, обеспечивающая взаимную защиту против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Глобальные геостратегические сдвиги на рубеже 80-90-х годов XX века, ...
Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов.
Все общественные конфликты, в том числе и этнические, возникают и развиваются в общем социальном пространстве, решая социально значимые задачи. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо проанализировать их структуру, выявить социальную ...
Деятельность Государственной
думы России
Созывом первой Государственной думы открылась первая страница истории российского парламентаризма, которая пришлась на период революционного возбуждения масс. Думой «надежд» называли современники первое в стране подобие парламента. Естест ...

