Идеи равенства, социальной справедливости возникли еще в глубокой древности. На их основе строились жизнь раннехристианских общин, их идеология и культура. Теоретически и идеологически социализм оформился в Новое время в работах западноевропейских философов и просветителей: Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо.

Они выступали с критикой феодального, а затем и буржуазного строя. Пытались с утопических позиций обосновать новый общественный идеал-социализм. У них существовала надежда, что богатые сами добровольно поделятся своими богатствами с беднотой. Социалисты-утописты надеялись добиться практической реализации своих идей мирным путем.

ВXIX веке по мере развития капитализма формировался и рос рабочий класс, проявлялось классовое сознание. Рабочие повели экономическую, а затем и политическую борьбу за свои права. На базе учения немецких мыслителей К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата.

К концу XIX века европейский социализм в основном утратил свою революционность. Европейские марксисты все большие надежды стали возлагать на мирный, эволюционный путь развития общества от капитализма к социализму.

Российские марксисты, в отличие от европейских, своей идеологией объединяли рабочее движение с революционной борьбой за свержение буржуазного строя. На рубеже XIX иXX веков в России появилось революционное марксистское учение, разработанное В.И. Лениным - ленинизм, а на Западе - социал-демократия.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 году позволила на практике осуществить эти идеи. Однако в конечном итоге строительство справедливого общенародного государства не получилось по причинам объективного и субъективного характера.

Теоретики социал-демократии - К. Каутский и Э. Бернштейн в основу своего учения взяли доктрину "демократического социализма", или социализма с "человеческим лицом". По их мнению, социализм не является конкретным общественным строем, а постепенный процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь.

Ленинизм и социал-демократию связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на социальной справедливости, приоритета общественного над личным, необходимости государственного регулирования экономики и общественной жизни.


Другое по теме:

Понятие и сущность информационной войны
Человек сам по себе есть универсальная, на все способная тварь. Только внешние ограничения и принуждение, исходящие от других окружающих его тварей того же рода, делают из него более или менее приличное существо. А. Зиновьев Информац ...

Развитие Российской Федерации. Основы конституционного статуса РФ и ее субъектов
Проблемы становления современного федеративного государства являются насущными и одними из важнейших для современной России. Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России: сох ...

Завершение процесса формирования и утверждения политологии
Процесс выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце ХIХ – начале ХХ в. Называть же какую-либо конкретную дату ее рождения той или иной стране можно лишь условно. Постепенно ...