Идеи равенства, социальной справедливости возникли еще в глубокой древности. На их основе строились жизнь раннехристианских общин, их идеология и культура. Теоретически и идеологически социализм оформился в Новое время в работах западноевропейских философов и просветителей: Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо.
Они выступали с критикой феодального, а затем и буржуазного строя. Пытались с утопических позиций обосновать новый общественный идеал-социализм. У них существовала надежда, что богатые сами добровольно поделятся своими богатствами с беднотой. Социалисты-утописты надеялись добиться практической реализации своих идей мирным путем.
ВXIX веке по мере развития капитализма формировался и рос рабочий класс, проявлялось классовое сознание. Рабочие повели экономическую, а затем и политическую борьбу за свои права. На базе учения немецких мыслителей К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата.
К концу XIX века европейский социализм в основном утратил свою революционность. Европейские марксисты все большие надежды стали возлагать на мирный, эволюционный путь развития общества от капитализма к социализму.
Российские марксисты, в отличие от европейских, своей идеологией объединяли рабочее движение с революционной борьбой за свержение буржуазного строя. На рубеже XIX иXX веков в России появилось революционное марксистское учение, разработанное В.И. Лениным - ленинизм, а на Западе - социал-демократия.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 году позволила на практике осуществить эти идеи. Однако в конечном итоге строительство справедливого общенародного государства не получилось по причинам объективного и субъективного характера.
Теоретики социал-демократии - К. Каутский и Э. Бернштейн в основу своего учения взяли доктрину "демократического социализма", или социализма с "человеческим лицом". По их мнению, социализм не является конкретным общественным строем, а постепенный процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь.
Ленинизм и социал-демократию связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на социальной справедливости, приоритета общественного над личным, необходимости государственного регулирования экономики и общественной жизни.
Другое по теме:
Конституционный Совет
Основная статья: Конституционный совет Франции
Одним из самых удачных нововведений Пятой Республики было создание Конституционного Совета, призванного блокировать законы, принятые Парламентом, если те не соответствуют Конституции. Если и ...
Основные направления деятельности государственных органов власти по предупреждению
и локализации угроз внутренней безопасности России
Среди факторов, дестабилизирующих внутреннюю ситуацию, следует выделить отсутствие четкой целенаправленной политики государства по развитию социальной сферы.
Более того, государством допускается серьезная ошибка, когда социальные проб ...
Первобытная демократия
Демократические формы организации уходят корнами в глубокое, еще догосударственное прошлое – в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Некоторые ученые-этнографы утверждают, что демократия – один из важнейших фак ...

