"Срединная земля"

Другая политика » Теории геополитики » "Срединная земля"

Свою главную идею крупнейший геополитик современности, английский ученый Хэлфорд Джон Макиндер (1861 - 1947) разработал в 1904 году в короткой статье, озаглавленной "Географическая ось истории". Что подразумевал он под этим термином? Для него это было континентальное пространство, не подверженное влиянию вооруженных сил и морских держав. Эту континентальную массу Макиндер называл "хартлэнд" (букв. "сердечная", центральная земля). Эта земля, объяснял он, защищена от истории, которая сотрясает остальной мир. История отныне пронизана постоянными диалектическими столкновениями между сушей и морем. На море, то есть на 3/4 поверхности нашей планеты, господствуют мореплаватели, тогда как суша, 1/4 планеты, является родиной народов степных наездников. Две доминирующих фигуры, моряк и всадник, викинг и монгол, находятся в постоянном движении, в которое их приводит неисчерпаемая динамика.

Эта притча о противостоянии между сушей и морем, или между Бегемотом и Левиафаном (у Карла Шмитта), иллюстрирует вполне осязаемую реальность: противостояние между гигантской континентальной массой, образованной Европой, Африкой и Азией, и океанской массой, где господствуют морские англо-саксонские державы. Континентальная масса имеет "середину", образованную Россией, Уралом, Западной Сибирью, Казахстаном, Синьцзяном и Монголией.


Другое по теме:

Истоки подданической политической культуры в России
В России подданническая политическая культура была дополнена рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизованных, географических, исторических особенностей его развития. Подданнический тип политических ориентаций обычно х ...

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики осуществляют меры государственной поддержки молодежных и детских объединений, а также координируют деятельность по осуществлению этих мер на межрег ...

Общественно-правовая система организации средств массовой информации на примере Швеции
Швеция является одной из крупнейших стран Западной Европы, ее площадь - 450 тыс. квадратных километров (174 тыс. квадратных миль) с «ярко выраженной экспортной направленностью»: на внешнем рынке реализуется около 25% валового национальног ...