Организация Объединенных Наций и ее роль в урегулировании политических кризисов. Правовой статус и основные направления деятельности ООН
Страница 2

Другая политика » Ирак, кризис ООН » Организация Объединенных Наций и ее роль в урегулировании политических кризисов. Правовой статус и основные направления деятельности ООН

Одним из первых важных достижений ООН было принятие Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека. С этого момента права человека привлекли огромное внимание и поддержку мировой общественности. Женщины, дети, инвалиды, пожилые, меньшинства, коренные народы, трудящиеся-мигранты и другие группы населения, интересы которых ущемлены, в настоящее время получили права, защищающие их от дискриминации, которая долгое время имела место в обществе. Основополагающие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН расширили эти права, и они теперь тесно связаны с процессами развития и демократизации общества[7].

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выделил права человека как главную тему, объединяющую деятельность ООН в ключевых областях поддержания мира и безопасности, развития, оказания гуманитарной помощи.

Всеобщая декларация прав человека вместе с двумя Пактами (Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах) и Факультативными протоколами составляют Международный билль о правах человека. Страны-участницы Пактов периодически представляют доклады и отчеты о том, как они выполняют условия пактов в Комитет по правам человека и в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Всеобщая декларация по правам человека дала жизнь 80 конвенциям и декларациям, которые были приняты в рамках ООН по широкому кругу вопросов: о предупреждении преступления геноцида; о статусе беженцев; о ликвидации расовой дискриминации; о ликвидации дискриминации в отношении женщин; против пыток; о правах ребенка; о защите прав трудящихся-мигрантов; о праве на развитие; о правах лиц, принадлежащих к национальным и религиозным меньшинствам; стандартные правила обращения с заключенными; принципы независимости судебных органов, и др.

Комиссия ООН по правам человека (КПЧ) - главный орган, который проводит политику, направленную на соблюдение и защиту прав человека, - была создана в 1946 г. Комиссия изучает проблемы, связанные с реализацией прав человека, разрабатывает и кодифицирует новые международные нормы.

Роль и объем деятельности ООН в области развития и защиты прав человека продолжают расти и расширяться, и ООН организует свою работу в нескольких направлениях: как законодатель - создана уникальная кодификация международных законов; как наблюдатель - специальные наблюдатели и рабочие группы КПЧ обладают эффективными механизмами для контроля соответствия законов международным стандартам.

В традиционной научной литературе устоялось достаточно позитивное видение процесса международного регулирования, проводником и инструментом которого выступают международные организации. Так, приверженцы функционализма считают, что глобализация и взаимозависимость ведут к глобализации международных структур управления. Либеральный институционализм связывает международный мир с экономическими и социальными институтами и объясняет бурный рост МО во второй половине ХХ в. социальными изменениями в мире. Сторонники критической теории полагают, что в будущем МО станут основными институциональными формами взаимодействия государств.[8]

Вместе с тем в мировой литературе о МО существует направление, которое критически оценивает их роль и возможности в международных отношениях. Оно учитывает неудачный опыт Лиги Наций в обеспечении международного мира, тот факт, что ООН оказалась в значительной мере парализованной соперничеством двух сверхдержав в годы «холодной войны», а после ее окончания пока не может найти своего адекватного места в международной системе. Нельзя игнорировать и то, что ряд МО, созданных как военно-политические альянсы в годы конфронтации, затем распались (СЕНТО, или Багдадский пакт, СЕАТО, ОВД, а также СЭВ).

Одной из новейших публикаций сторонников «критического направления» является статья Д. Галларотти «Пределы международных организаций: системная неспособность к управлению международными отношениями», опубликованная в 1991 г. в авторитетном англоязычном журнале «Международная организация» и перепечатанная в коллективной монографии «Политика глобального управления» (1997)[9]. Ее автор претендует на первенство в раскрытии системной неспособности МО справляться с поставленными перед ними задачами.

Основной тезис статьи заключается в том, что в настоящее время МО слишком разрослись, поэтому они приносят больше вреда, чем пользы. Причина этого кроется не столько в плохом управлении этими организациями, сколько в объективной закономерности. Последние события в Ираке показали правомерность данной точки зрения.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Политические учения Древнего Востока (Индия, Китай)
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на ...

Попытки консолидации российского зарубежья
На протяжении многих десятилетий советская обществоведческая наука активно разрабатывала тезис, что белоэмигрантское движение было по своей направленности не только антибольшевистским, но и, по сути своей, антипатриотичным. На наш взгляд, ...

Формы коррупции в России
На протяжении всей истории взяточничество традиционно существовало в нескольких формах, изначально это были взятки, получаемые за правомерные деяния, либо за неправомерные. Затем начали появляться другие градации и формы коррупции. В наш ...