Переговоры о границе не возобновлялись до 1987 г. 29 июля 1986 г. М.С.Горбачев в выступлении во Владивостоке, не только отметил, что и наша страна и КНР заявили о неприменении первыми атомного оружия, но также выразил готовность встречаться с представителями КНР на любом уровне. «Мы, например, не хотим,— сказал далее М.С.Горбачев,— чтобы Амур рассматривался как водная преграда. Пусть бассейн этой могучей реки будет объединителем усилий китайского и советского народов по использованию на общее благо имеющихся тут богатых ресурсов и по водохозяйственному строительству. Межгосударственное соглашение на этот счет уже совместно разрабатывается. А официальная граница могла бы проходить по главному фарватеру»[4]. После этого китайская сторона изъявила желание возобновить переговоры по вопросу о границе. И.А.Рогачев - заместитель министра иностранных дел - был назначен руководителем советской делегации. Переговоры начались после того, как в феврале 1987 г. в Москву прибыла китайская делегация во главе с Цянь Цичэнем. До 1990 г. решение вопросов шло лишь на уровне переговоров, однако вследствие принятия соглашения о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе советско-китайской границы, подписанного в 1990 г., переговоры перешли в новую фазу — фазу практической реализации достигнутых договоренностей. Это было, несомненно, большим шагом вперед, открылась возможность подготовки к подписанию соглашения о границе, а в дальнейшем и к демаркации границы.
В конце июля — начале августа 1990 г. в Москве состоялся очередной тур заседаний рабочей группы.
В результате длительных дискуссий, проходивших на нескольких раундах заседаний рабочей группы, удалось согласовать на этом участке линию границы, по которой к КНР отошла примерно одна треть участка, общая площадь которого составляла около 450 кв. км. Как было отмечено на пятом раунде пленарных заседаний правительственных делегаций Советского Союза и Китайской Народной Республики (это был последний раунд для правительственной делегации СССР), состоявшемся в апреле 1991 г., рабочей группе по рассмотрению несогласованных участков границы удалось достичь заметного продвижения вперед. Было достигнуто единое понимание о прохождении границы более чем на 90% ее общей протяженности в 7.5 тыс. км.[5] Главы правительственных делегаций в своих выступлениях отметили, что предстоит дальнейшая работа по поиску решений по остающимся весьма сложным вопросам пограничного урегулирования. А именно: по не согласованным еще участкам границы на востоке и западе.
В заседаниях пятого раунда правительственных делегаций СССР и КНР также принимали официальное участие ответственные представители РСФСР, Казахстана и Киргизии. Представитель Таджикистана тоже был приглашен, но не смог прибыть и уполномочил за себя другого члена делегации.
И.А.Рогачев в своем выступлении отметил, что подключение представителей союзных республик, которые граничат с Китаем, по нашему убеждению, может активизировать трудный поиск решений по несогласованным участкам. Наряду с двумя несогласованными участками на территории России, остались несогласованными два участка в Казахстане, (район реки Сарычильды и перевала Чоган-Обо). Один крупный участок в Киргизии (район перевала Бедель) и три участка в Таджикистане (самый крупный — в районе Памира южнее перевала Уз-Бель, а также районы перевала Каразак и реки Маркансу)[6].
16 мая 1991 г. Соглашение о государственной границе между СССР и КНР на ее восточной части было подписано в Кремле министрами иностранных дел СССР и КНР — А. А. Бессмертных и Цянь Цичэнем.
Обстоятельства сложились таким образом, что переговоры велись, и соглашение было подписано с КНР одним государством - СССР, а ратификация соглашения, после которой оно вступило в законную силу, производилась другим государством — Российской Федерацией. Россия стала продолжателем осуществления прав и выполнения обязательств Советского Союза по международным договорам. 13 февраля 1992 г. соглашение было ратифицировано Верховным Советом Российской Федерации. При обмене 16 марта 1992 г ратификационными грамотами, подписанными со стороны России Президентом Б.Н. Ельциным. Было констатировано, что Россия приняла на себя в полном объеме предусмотренные в соглашении права и обязанности.
В соответствии с соглашением от 16 мая 1991 г. впервые на основе прежних русско-китайских договоров о границе и в соответствии с нормами современного международного права была уточнена и обозначена линия российско-китайской границы практически на 99% всего протяжения ее восточной части[7]. Это являлось значительным достижением, надежной гарантией стабильности и спокойствия на дальневосточных рубежах нашей страны. Однако, исходя из желательности скорейшего достижения согласия, они выработали формулу, которая не имела прецедента в практике их взаимных отношений: снять с повестки дни переговоров и отложить на неопределенное время обсуждение вопросов суверенитета над несколькими спорными участками:
Другое по теме:
Тоталитарные и
авторитарные политические режимы: основные черты
Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на демократические, авторитарные и тоталитарные. Следуя отчасти традиции, а отчасти учебным целям настоящей работы, мы также будем строить свое изложение, преимущественно исх ...
“Политический лидер” и “политическое лидерство”
Политический лидер – это не просто человек, который руководит политическим процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер – это тот, кто способен изменять ход событий ...
Основные направления деятельности государственных органов власти по предупреждению
и локализации угроз внутренней безопасности России
Среди факторов, дестабилизирующих внутреннюю ситуацию, следует выделить отсутствие четкой целенаправленной политики государства по развитию социальной сферы.
Более того, государством допускается серьезная ошибка, когда социальные проб ...

