Демаркация русско-китайской границы.

Россия и Китай - пограничный вопрос » Демаркация русско-китайской границы.

После заключения первого соглашения, оформляющего 4300-километровый восточный участок границы, с 1992 г. начался очередной важный этап пограничного урегулирования между РФ и КНР — этап демаркационных работ, в результате которых граница получила четкое обозначение на местности почти на всем протяжении ее восточной части. Работа по демаркации велась совместной российско-китайской демаркационной комиссией.

За период с начала демаркации по 1997 г. на восточной части российско-китайской границы от Монголии до реки Туманная поставлены 1184 столба: на российской стороне железобетонные или керамзитобетонные, на китайской — гранитные. Такая работа проведена впервые в истории. В Забайкалье столбы стоят через каждые 1,5—3 км, а в Приморье, где рельеф извилистый,— в ряде мест через 300—500 метров. Для сравнения стоит заметить, что в прошлом на границе были обозначены лишь отдельные участки, а столбы стояли друг от друга на расстоянии 80—100 км[13].

Сотни километров лесных просек были прорублены, демонтированы десятки старых инженерных сооружений. На всем протяжении пограничных участков рек Амура и Уссури были проведены гидрографические измерения, установлены буи на акватории пограничного озера Ханка, сделаны геодезические привязки пограничных объектов. Описано прохождение границы.

Как бы то ни было, демаркация границы оказалась очень сложным процессом, вызвавшим массовые протесты властей приграничных регионов и населения. Жители российской стороны считали острова на границе с Китаем российской территорией, т.к. сложилась практика использования этих территорий в хозяйственных целях. Ссылки на международное право не убеждали местное население, которое принялось выражать свое недовольство путем организации митингов и демонстраций. Некоторые руководители местных администраций поддерживали эти акции протеста. Радикальную позицию занял губернатор Приморского края Е. Наздратенко, боровшийся с «распродажей Родины»[14] и в течение нескольких лет саботировавший демаркацию. Работа демаркационной комиссии тоже проходила не без эпизодических перерывов. В 1996 г. один из членов комиссии с российской стороны подал в отставку в знак протеста против передачи земель Китаю. Но российскому руководству удавалось смягчать отрицательные последствия таких фактов и обеспечивать продвижение вперед в деле демаркации этой столь опасной в прошлом границы и нормализации обстановки на ней. Тем не менее, проблема оставалась источником напряженности между центральными и региональными властями в России, а также между россиянами и китайцами в соответствующих районах Сибири и российского Дальнего Востока.

В совместном российско-китайском заявлении об итогах состоявшейся 10 ноября 1997 г. в Пекине пятой встречи на высшем уровне между Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным и Председателем Китайской Народной Республики Цзян Цзэминем главы государств торжественно объявили, что все вопросы, связанные с осуществляемой в соответствии с соглашением от 16 мая 1991 г. демаркацией российско-китайской государственной границы на ее восточной части, урегулированы, что демаркируемая российско-китайская граница на ее восточной части впервые в истории отношений двух стран четко обозначена на местности. Это — важный результат нынешней встречи на высшем уровне, которого удалось добиться благодаря обоюдным усилиям, взаимному уважению и учету интересов друг друга. Стороны заявили о готовности осуществить в согласованные сроки демаркационные работы на западной части российско-китайской границы. Было также сказано, что стороны продолжат переговоры с целью справедливого и рационального решения отдельных оставшихся вопросов о границе с тем, чтобы полностью завершить оформление общей границы на всем ее протяжении. Главы государств отметили, что успешное решение вопросов демаркации российско-китайской границы является примером справедливого и рационального решения доставшихся в наследство от истории вопросов в духе равноправных консультации, взаимопонимания и взаимной уступчивости. Это — вклад в дело мира, спокойствия, стабильности и процветания приграничных районов России и Китая, в укрепление дружбы и добрососедства между двумя странами, в стабильность в регионе. Это соответствует общим чаяниям народов двух стран.


Другое по теме:

Конституционная практика Пятой Республики
Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президе ...

Выбор пути (лето 1945 – лето 1947 гг.). Компартия Венгрии и роль СССР в усилении ее влияния
В апреле 1945 года организационно слились оба центра партии (местный и эмигрантский), генеральным секретарем ЦК ВКП был избран Матяш Ракоши. 20 – 21 мая того же года в Будапеште состоялась первая Всесоюзная конференция ВКП, в работе котор ...

Вторая мировая война и вхождение Венгрии в сферу советского влияния. Роль СССР в освобождении Венгрии и создании новой государственной власти
Как известно, в результате второй мировой войны Европа разделилась на два лагеря: капиталистический и социалистический. Венгрия попала в сферу влияния Советского Союза. Как это произошло? Летом 1944 года советские войска добились серьезн ...