В апреле 1996 г. во время визита Б. Ельцина в Китай пять стран подписали соглашение об установлении мер военного доверия в приграничных районах. Документ утвердил взаимные обязательства о неприменении силы или угрозы силой, неиспользовании вооруженных сил, размещенных в приграничных районах, для проведения наступательных операций и воздержании от любого рода военной деятельности, которая могла бы угрожать миру и стабильности. Соглашение также устанавливало количественные ограничения на военные учения в приграничных районах, определяло способы уведомления о различных видах военной деятельности и шагах, предпринимаемых каждой стороной в случае возникновения чрезвычайной ситуации в приграничной области. Оно предусматривало сотрудничество соседних военных округов с пограничными войсками. Стороны заявили, «что будут строго соблюдать Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 г. и Соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Западной части от 3 сентября 1994 г. Стороны согласились продолжить переговоры в целях справедливого и рационального разрешения остающихся несогласованными пограничных вопросов. Стороны полны решимости в возможно короткие сроки завершить демаркационные работы, предусмотренные двумя вышеупомянутыми соглашениями, и параллельно провести переговоры по вопросу о совместном хозяйственном использовании отдельных участков вдоль границы, отходящих по итогам демаркации к другой Стороне»[15].
В апреле 1997 г. было подписано соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах. Россия согласилась сократить на 15% свои вооруженные силы, дислоцированные в 100-километровой приграничной зон[16]. Соглашение распространялось на следующие отдельные виды и параметры вооруженных сил и типы вооружений и военной техники: «военно-воздушные и сухопутные войска, войска противовоздушной обороны, личный состав, танки, боевые бронированные машины пусковые установки тактических ракет, артиллерийские системы калибра 122 мм и выше, боевые самолеты (штурмовая и противовоздушная авиация) и боевые вертолеты. Разведывательная авиация не подлежала сокращению, но стороны обязались регулярно обмениваться соответствующей информацией. Под действие соглашения не подпадают ракетные войска стратегического назначения, стратегическая авиация, военно-морской флот и войска противоракетной обороны»[17].
Глубина района применения соглашения составляет 100 км для обеих сторон. Хабаровск и Владивосток являются двумя специфическими в военном отношении районами, которые исключены из района применения положений о проведении инспекций. Были также подготовлены проекты протоколов, которые определяли географические границы района применения соглашения, районов проведения инспекций, последовательность сокращений и порядок обмена информацией. Россия согласилась с предложением КНР о том, что количественные параметры соглашения не будут обнародованы до его вступления в силу.
К этим соглашениям также присоединились Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан, что позволило обеспечить стабилизацию ситуации на всем протяжении бывшей советско-китайской границы.
Стоит заметить, что, несмотря на все успехи, в Министерстве обороны России есть люди, которые испытывали и испытывают сомнения в отношении долгосрочных намерений КНР в военной сфере. Подозрительность в отношении Китая, особенно Китая, превращающегося в полноправную мировую державу, все еще очень сильна среди российских военных и дипломатов. В декабре 1996 г. тогдашний министр обороны И. Н. Родионов включил Китай в список стран, представляющих потенциальную угрозу для России, хотя впоследствии под давлением со стороны членов правительства, отвечающих за отношения с Пекином, был вынужден взять свои слова обратно.
Другое по теме:
Политические конфликты. Характеристика. Пути
разрешения. Общая характеристика концепции
политических конфликтов
Политический конфликт – форма проявления взаимоотношений между ветвям власти, ее структурами, политическими партиями, государственными деятелями, профессиональными политиками, между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами по во ...
Политические нормы
Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и ре ...
Модели (типы) политической социализации
На основе характера ценностей и норм, предписывающих индивиду определенные образцы политического поведения, можно выделить несколько типов политической социализации.
1. Гармонический тип. Он предполагает наличие однородной культурной сре ...