Проблема суверенитета

Другая политика » Политическая концепция И.А. Ильина » Проблема суверенитета

Рассмотрим одну из первых статей всех конституций постреволюционной России: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ" (Ст. 3, п. 1 К РФ), "Вся власть в СССР принадлежит народу" (Ст. 2 К СССР и К РСФСР). "Суверенитет" от фр. souverain — высочайший, высший, верховный, самодержавный (в средние века суверен — тот, кто не платил налогов) означает верховную власть, верховенство. Идея народного суверенитета принадлежит французскому мыслителю Ж.-Ж. Руссо и развита им в теории так называемого общественного договора. Согласно Руссо, в основе правильного государственного устройства должен лежать общественный договор, т.е. взаимное согласие членов общества относительно формы этого устройства. Идея народного суверенитета совмещает принцип индивидуальной свободы с началом общежития при условии, что все одинаково подчиняют свою личную волю воле общей и вместе с тем становятся равноправными участниками этой общей воли.

Однако здесь возникают проблемы, заключающиеся в принципиальной трудности определения общей воли и в абсолютности народного суверенитета как верховной власти народа (на самом деле это фундаментальные трудности демократии, её безрелигиозного основания в отличие от монархии), что хорошо понимал и сам Руссо. "Поэтому, — пишет он, — дабы это общественное соглашение не оказалось пустой формальностью, оно молчаливо заключает в себе следующее обязательство, которое одно только может придать силу другим обязательствам, а именно: если кто-нибудь откажется повиноваться общей воле, то он будет принуждён к повиновению всем политическим организмом; а это означает лишь то, что его силой заставят быть свободным, так как соглашение в том и заключается, что, предоставляя каждого гражданина в распоряжение отечества, оно гарантирует его от всякой личной зависимости. Это условие составляет секрет и двигательную силу политической машины, и только оно одно делает законными гражданские обязательства, которые без этого были бы нелепыми, тираническими и давали бы лишь повод к огромным злоупотреблениям" [14]. Простыми словами, народный суверенитет означает известное в логике противоречие — "верховенство над верховенством", "парадокс лжеца" или в математике — "множество всех множеств". Поэтому, чтобы избежать этого противоречия, Руссо тайно "раздваивает" народ на государственное и общественное объединение, внося в них дуализм, а это прямой источник анархического мировоззрения вплоть до современных положений — "суверенитет личности выше суверенитета государства". Проект сахаровской конституции в этом отношении — самое крайнее проявление этого рафинированого анархизма: реакция на тоталитарный строй привела к перенесению центра тяжести на права человека, на гражданское общество, к "идее суверенитета независимых государств", к сведению государственных функций до минимума. Остроумное замечание, хотя и не по этому поводу, но по существу об этом, сделал С. Аверинцев, когда в общении с Сахаровым он видел в его мыслях, мироощущении, словах человека XVIII века — таковым Сахаров и был.


Другое по теме:

Основные черты раннего утопического социализма
В XVI - XVII веках в экономической и общественно-политической жизни Западноевропейских стран происходят значительные сдвиги, которые характеризуются процессом первоначального накопления капитала, разложением феодальных отношений, обесцени ...

Форма государства
Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи ...

Виды республик
- парламентарная- состав правительства формирует только парламент и оно подчинено только ему (ФРГ, Италия и др.); - президентская- глава государства (президент) самостоятельно (иногда с последующим одобрением верхней палаты парламента) ф ...