Политическая система общества — это совокупность политических субъектов, их взаимоотношений на базе политических норм, сознания, культуры и политической деятельности. Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества - это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти.
Сущность политической системы раскрывается в ее основных функциях:
Регламентарная разработка различных норм, актов, законов.
Проведение и реализация в жизнь интересов всех социальных групп общества.
Обеспечение нормального функционирования звеньев политической системы общества.
Политическая система структурирована, т. е. расчленена на отдельные элементы, между которыми существует устойчивая взаимосвязь. К ним относятся:
государство в единстве подсистем законодательной, исполнительной и судебной властей;
федеративная система, включающая в себя региональные и местные, системы;
партийная система;
общественно-политические организации и движения;
система международных политических отношений.
Наряду с институциональными организациями — государством, его органами, политическими партиями, в политическую жизнь активно вовлекаются неинституциональные элементы — организации, движения гражданского общества, ассоциации самоуправленческого характера.
Демократизация политической системы в России ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения личности от политической власти. Изменяется соотношение государства наличности. Не личность является безучастным элементом формального государственного образования, а государство призвано гарантировать свободную, достойную жизнь людей. Отсюда вытекает принципиальный вывод: основным элементом политической системы является человек как политический субъект.
Легитимность политической системы основывается па доверии масс к политическим институтам, согласовании интересов общества, государства и политических структур, способности последних управлять на основе принципа законности, признании народом их права обеспечивать порядок и стабильность. В результате политические факторы из дестабилизирующих превращаются в стабилизирующие, интегративные, демократически выраженные.
Другое по теме:
Конституционно-правовой статус сложносоставных субъектов Российской
Федерации
Проблема статуса сложносоставных субъектов имеет немаловажное значение для совершенствования субъектного состава Федерации, поскольку автономные округа и включающие их в свой состав край и области сегодня часто рассматриваются в качестве ...
Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее восточной
части.
Протяженность восточной границы между Россией и Китаем, начинающейся там, где заканчиваются их границы с Монголией, составляет более 4 тыс. км.[1] Первоначально она была определена китайско-российскими договорами 1858 г. (Айгунский, по ко ...
Формы политического режима. (система методов осуществления
власти)
Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реал ...

