Угрозы информационной безопасности России
Страница 2

Другая политика » Информационная безопасность Российской Федерации » Угрозы информационной безопасности России

• внешние – попытки не допустить Россию участвовать на равноправных условиях в международном информационном обмене, вмешательство и целенаправленное проникновение в деятельность и развитие информационной инфраструктуры РФ, стремление сократить использование русского языка как международного средства общения и через это сужение российского информационного пространства.

Эти и другие внутренние и внешние угрозы по способам воздействия (реализации) делятся на собственно информационные, программно-математические, физические и организационные.

Информационные угрозы реализуются посредством несанкционированного доступа к информационным ресурсам и их хищения в целях противоправного использования, негативного манипулирования информацией (дезинформация, искажение информации, ее сокрытие), нарушения технологии обработки информации и т. д.

Программно-математические угрозы реализуются путем внедрения в аппаратные и программные системы компонентов, выполняющих функции, не описанные в документации на эти системы и снижающие эффективность их функционирования, разработки и распространения программ (вирусов, «троянских коней» и др.), нарушающих нормальное функционирование систем, в том числе систем защиты информации.

Физические угрозы связаны с физическим воздействием (уничтожение, повреждение, хищение) на информационные системы и их элементы, сигнальным перехватом информации в каналах передачи или в служебных помещениях и т. д.

К организационным угрозам следует отнести прежде всего слабую правовую базу обеспечения информационной безопасности. Практически отсутствует правовое обеспечение информационной безопасности на региональном уровне. Требования существующих законодательных актов (Конституция РФ, законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации» и др.) не всегда выполняются. Недостатки правовой системы приводят к тому, что значительный объем информации с ограниченным доступом в финансово-биржевой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической, жилищной и других сферах в виде конкретных баз данных распространяется различными коммерческими фирмами.

В информационном пространстве с позиции информационной безопасности наиболее типичными являются две опасности:

1) контроль (извлечение) информационных ресурсов государства, т. е. фактически информационная разведка (шпионаж). Информационное пространство было и остается сферой деятельности многочисленных разведывательных служб. Сегодня информационная разведка может быть реализована двумя путями: несанкционированным проникновением в информационные и управляющие системы; легальным путем, за счет активного участия зарубежных фирм в создании информационной структуры России. При этом кроме негативных последствий, связанных с тем, что информационные ресурсы страны оказываются под контролем соответствующих иностранных структур, наносится прямой урон экономике – остаются без собственных заказов отечественная наука и производство;

2) угроза разрушения или дезорганизация информационных ресурсов элементов государственных структур. При современном уровне развития информационных технологий такие воздействия могут осуществляться даже в мирное время. Они чреваты разрушением ценной для государства информации, ее искажением или внедрением негативной информации в целях дезорганизации или принятия неправильных решений на соответствующем уровне государственного управления.

Особое место занимает безопасность компьютерных сетей, которые позволяют объединить и совместно использовать большой объем информационных ресурсов локального и глобального масштаба. Компьютерные сети становятся одним из основных средств информационного общения. В то же время их огромные возможности вступают в противоречие с проблемой обеспечения защиты информации. Это обстоятельство необходимо учитывать при создании и развитии как локальных, так и глобальных компьютерных сетей. Так, в процессе создания сети Интернет в США в январе 1981 г. был создан Центр компьютерной безопасности Министерства обороны, в 1985 г. его преобразовали в Национальный центр компьютерной безопасности и передали в Агентство национальной безопасности.

Анализ приведенных угроз, форм и методов их воздействия на объекты безопасности в информационной сфере, а также методов и средств борьбы с этими угрозами позволяет утверждать, что в настоящее время в теории и практике информационной безопасности уже начинают выкристаллизовываться два направления, которые можно определить (хотя и достаточно условно) как информационно-психологическая безопасность и защита информации.

Информационно-психологическая безопасность – состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев общества, массовых объединений людей, населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий, осуществляемых в информационном пространстве (подробнее об этом речь пойдет далее).

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Экономическая политика правительства Д. Торо
С приходом к власти военные-социалисты заявили о новой экономической политике, целью которой было построение общества социальной справедливости. Одной из первоочередных задач правительства стало обеспечение населения продуктами первой нео ...

Проблема права и правового государства
Справедливое право, по Ильину, — такое, которое верно разрешает столкновение между естественным неравенством и духовным равенством людей. Все люди на земле имеют индивидуальный способ бытия, все люди по сути своей различны, хотя и могут о ...

Специфика этнополитического устройства, конфликтогенные факторы и этнополитические конфликты в постсоветской России
Исторически Россия складывалась в ходе объединения удельных княжеств, затем в результате колонизации и присоединения новых земель. Решающую роль в этом процессе играл русский этнос. Хотя в Российской империи отдельные земли, как, например ...