Политический режим - это свойство нации, определяющее степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека.

Говоря проще, политический режим дает возможность определить, кто является действительным властителем в стране, сколько их, сотрудничают они или соперничают, каков набор средств и методов, с помощью которых они властвуют над умами и поступками людей, до каких пор властитель может рассчитывать на подчинение, какая часть жизнедеятельности общества подвержена политической власти.

Из этого определения следует, что политический режим нельзя считать исключительно предметом сравнительного государствоведения. Власть вообще и государственная власть - явления несовпадающие. Власть фундаментальна и присуща любому сообществу людей, а государственно-правовые институты вторичны, что заметил еще Макс Вебер. Ограничиваясь изучением государства, невозможно постичь существующую систему власти, политический режим. Возможно, что политология с большими основаниями может предъявить свои права на него. Вместе с тем и государствоведению приходится выходить за грань юридического в той мере, в какой этого требует объяснение природы государственно-правового регулирования. Вот и политический режим, хотя и описывает систему власти в обществе, однако его изучает юридическая наука, поскольку от этого зависит смысл государственно-правовых институтов и форм. Политическая власть не ограничена деятельностью государства, но именно государство исторически создавалось как центральный институт и механизм власти.

Существенными свойствами политического режима следует назвать характеристики правового статуса личности; отношение субъекта власти к обществу и к меньшинствам, входящим в его состав; степень централизации управления территориями.

В более частном смысле различаются режимы государственного правления – либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и другие. С точки зрения форм правления различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т.п. Оценки политического режима могут носить символический смысл и поэтому позволяют создавать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский и т.п.), нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства – сталинский режим, гитлеровский режим, режим Хусейна и т.д. Поэтому политический режим – типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества.

Роберт Даль (род. 1915) с помощью двух критериев - конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление - выделяет четыре идеальных типа политических режимов: закрытую гегемонию, открытую гегемонию, соревновательную олигархию и полиархию. Гегемонии отличаются наиболее жесткими ограничениями, запретом оппозиции любого рода независимо от преданности (лояльности) подвластных. Соревновательные олигархии разрешают конкуренцию, но только в рамках элиты. Полиархии ближе всех к демократическому идеалу. Существует и большое количество смешанных режимов, приближающихся к одному из данных идеальных типов.


Другое по теме:

Ведение
Политическая мысль XIX-ХХ веков характеризуется ярко выраженной тенденцией к демократизации, гуманизации и рационализации. Эпоха буржуазных революций и процесс становления капитализма накладывают свой отпечаток на содержание политических ...

Тенденции, модели процесса антиглобализации
В силу существования множества негативных последствий глобализации, многие из которых перечислены выше, в мире образовалось и постоянно расширяется и модернизируется движение антиглобалистов. Их деятельность разнообразна: от проведения ма ...

Роль государства
Существующие концепции государственной власти так или иначе связаны и с вопросом о том, какую роль должно играть государство, какими должны быть его обязанности. Чем должны заниматься государства? Какие из функций оно должно брать на себя ...