6) Бесспорное своеобразие социальным движениям в России придавала тесная связь литературы и публицистики с жизнью. Феминистское движение не стало исключением: после выхода в свет романа Н.Г. Чернышевского "Что делать? " был дан старт созданию женских трудовых ассоциаций и "коммун", а также решению личных и семейных коллизий в духе героев и героинь этого произведения.
7) Малое или меньшее (по сравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и сексуальности также отличает русских феминисток.
8) Большинство деятельниц раннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М. Цебрикова, Е. Конради). В Украине женское движение 1860-1900 вообще представлено одними именами писательниц (Н. Кобринская, Е. Ярошинская, О. Кобылянская и др.)
9) Почитание женщины как воплощения женственности на Западе было несравненно большим, чем в России. Это почитание русские феминистки считали "духовным гетто" (А. Тыркова), "шелковыми силками" (М.Н. Покровская), которые удерживали женщин на привычных социальных ролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому "освобождение женщины" прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей и профессиональная самореализация (тема, появившаяся в западном феминистском движении только в 60-е годы 20 в). Девиз "Помощь трудом! ", начертанный на "Доме трудолюбия для образованных женщин" (создан в 1896 в Петербурге) мог бы стать девизом всего женского движения в России XIX - начала XX вв.
10) Иным, по сравнению с Западом, было и благотворительное направление российского женского движения. "Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не в даровой помощи", - утверждал созданный в 1900 журнал "Женское дело". Если в Германии и Франции благотворительные организации занимались более обучением женщин тому, как им стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище, то в России феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы. Такие формы благотворительности приносили их инициаторам опыт лидерства и повышения самооценки.
11) Наличие связи с революционно-демократическим движением также отличает феминизм в Росси. Женщины-"шестидесятницы" (Н. Корсини, Н. Суслова, М. Богданова, М. Трубникова, Н. Стасова) были не столько революционерками, сколько создательницами полулегальных предприятий, но в те годы уже это приобщало к освободительному движению. "Семидесятницы" (С. Перовская, В. Засулич, В. Фигнер, С. Бардина, А. Ободовская) оказались уже связанными с радикальной ветвью российского освободительной борьбы; 18 женщин входило в состав "Земли и воли". В 80-е гг. и позже, когда разошлись пути российского феминизма и марксизма, идеалы либерального понимания вопроса об освобождении женщин отстаивали Е. Чебышева-Дмитриева, А. Шабанова, А. Тыркова, О. Буланова-Трубникова; они же стояли у истоков создания на рубеже XIX и XX веков первых законченно феминистских объединений - "Женского просветительного общества" (1898), и "Московского общества улучшения участи женщин" (1899). Благодаря их активности в России в 1900-1904 начали регулярно выходить в свет журналы "Женское дело", "Женская гигиена" (1902), а также самый известный - "Женский вестник" (1904), просуществовавший до запрета большевиками (1918) более 14 лет.
Другое по теме:
Глава 2
Советский Союз был со всех сторон окружен американскими военными базами, на которых находилось ядерное оружие. Отдыхая в Крыму, Хрущев обратил внимание на то, что даже его пляж находится в пределах прямой досягаемости американских ракет ...
Международный терроризм как инструмент глобального управления
Анализ политической обстановки, деятельности политиков и СМИ как в США, так и в других странах, показывает, что налицо попытка навязать мировому общественному мнению алгоритм поведения с задачей получить строго заданные реакции на террори ...
Жириновский – “возмутитель порядка”
У Жириновского неизменно самые высокие “антирейтинги”. “Плохо” к нему относятся почти в два раза чаще, чем “хорошо”. Он занимает первое место в списке тех, за кого люди не стали бы голосовать ни при каких условиях. В то же время у Жиринов ...