Институты непосредственной демократии

Другая политика » Правовой анализ форм народовластия в России » Институты непосредственной демократии

Формы (институты) непосредственной демократии разнообразны.

Среди них можно выделить те формы и институты прямой демократии, посредством которых граждане самостоятельно решают вопросы государственной и местной жизни, принимая окончательные и общеобязательные решения на референдуме, определяя на выборах состав выборных органов. Согласно Конституции РФ референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. На региональном и муниципальном уровне законодательство предусматривает возможность использования института отзыва населением выборных лиц. В муниципальных образованиях население может решать вопросы местного значения на сходе граждан.

Посредством других форм прямой демократии граждане выражают свое мнение по тем или иным вопросам государственного и местного значения, а окончательное решение принимают соответствующие компетентные органы власти. Речь идет о формах демократии, имеющих лишь совещательный, консультативный характер, например, обсуждение проектов законов и решений, проведение митингов и принятие на них каких-либо обращений, а также индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями, жалобами и т. д. На уровне субъектов РФ (например, в Москве) и муниципальных образований законодательство допускает возможность проявления правотворческой инициативы населения, т. е. внесение (при условии поддержки этой инициативы определенным числом граждан) проектов правовых актов в органы государственной власти и, органы местного самоуправления. Данные органы рассматривают внесенные проекты и принимают по ним окончательное решение. [3; стр. 91]


Другое по теме:

Теории государства
Договорившись о том, что понимать под «государством», можно теперь рассмотреть более широкую проблему — какова природа государственной власти и какие именно интересы выражает государство. Сразу нужно сказать, что здесь мы встретимся с сам ...

Политология после второй мировой войны.
Послевоенные десятилетия можно рассматривать как новый этап в развитии политической науки. Уже в первые годы после войны развернулся бурный процесс сначала восстановления, а затем и дальнейшего развития политических наук в европейских ст ...

Республика Алтай – субьект Российской Федерации. Становление конституционно-правового статуса Республики Алтай. (1989 по 1997 год).
Процессы децентрализации государственного устройства, демократизация российского общества, предопределили на уровне всего российского государства проведение реформ 1989-92 годов, которые в свою очередь заложили законодательные и иные осно ...