Основные принципы либерализма
Страница 2

Другая политика » Политическая мысль Нового и Новейшего времени » Основные принципы либерализма

Исследовал Монтескье и влияние географических условий (климата, почвы, рельефа, размеров территории) на форму государственного устройства и законы. Так, он утверждал, что республике соответствует небольшая территория, монархии – средней величины, а большие территории подходят для деспотии; на юге часто складываются деспотии, поскольку жара изнуряет людей, делает их податливыми и недостаточно мужественными; плодородные почвы делают людей зависимыми – живущие в достатке не оберегают свою свободу, а бесплодные почвы способствуют развитию чувства свободы – человек вынужден в сложных условиях добывать себе пропитание, и потому он будет мужественным, закаленным, воинственным и т.д. https://volnakvartir.ru integrity агентство элитной недвижимости в сочи.

Также, с точки зрения Монтескье, на законах и устройстве государства могут сказываться религиозные верования, убеждения, обычаи, традиции. Так, христианская вера воспитывает умеренность политических отношений, мусульманство предрасположено к деспотизму, католичество – к неограниченной монархии, а протестантизм – к свободному государству.

Основные либеральные ценности отстаивали также Дени Дидро (1713-1784 гг.), Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.), Иммануил Кант (1724-1804 гг.).

Во Франции последними представителями аристократического либерализма были Бенжамен Констан

(1767-1830 гг.) и Алексис де Токвиль

(1805-1859 гг.).

Констан в работе «Курс конституционной политики» ставит такие значимые для либералов проблемы, как соотношение понятий личность и государство, личная свобода, свобода совести и слова, предпринимательства, частной инициативы. Он выделил два вида свободы: свободу политическую и свободу личную. По его мысли, античные народы знали только политическую свободу – свободу коллектива.

В таких условиях человек не знал личной свободы и подчинялся власти всего общества. Т.е. религия, хозяйство, собственность, семья – все подчинялось государству, регламентировалось им. Личная свобода человека предполагает независимость частной жизни человека от политической власти. Она включает в себя весь комплекс политических свобод: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, печати, выбор места проживания, свободу выбора занятий и свободу частной собственности.

Наилучшей властью является власть либеральная, т.е. минимальная. Задачей власти должна быть охрана граждан от внутренних конфликтов и защита государства от внешней угрозы. Основной лозунг такого государства: «Отпустите – пусть работают, отпустите – пусть идут». Констан, как и другие представители либеральной мысли, предлагал использовать принцип разделения властей. Но он предлагал в качестве четвертой ветви нейтральную власть короля, который принимает участие в деятельности других ветвей, обеспечивая их согласованную деятельность. Он считал необходимым расширение прав местного самоуправления и был против общего избирательного права, утверждая, что политическими правами могут обладать только собственники.

Французский либерал

ХIХ в. Алексис де Токвильизвестен, прежде всего, благодаря книге «Демократия в Америке». Пробыв в США девять месяцев, он написал книгу об этой стране, ее устройстве. Он пришел к выводу, что в будущем во всем мире неизбежно установится демократия; что французская и американская революции – это не случайные события, а составляющие части единого процесса демократизации. И потому перед людьми стоит не выбор между аристократией и демократией, а между демократией, обладающей порядком и моралью, и демократией, не знающей порядка.

Он искал равновесие между понятиями свободы и равенства. «Равенство желательно, однако оно постоянно угрожает потерей свободы». Токвиль считал, что равенство порождает две тенденции: первая подталкивает к анархии, вторая ведет к закрепощению. «Демократические народы имеют природную тягу к свободе, они ее ищут, любят и болезненно переживают ее потерю. Они желают равенства в свободе, и если она для них недостижима, то они по-прежнему хотят равенства, хотя бы в рабстве». Предпочтение Токвиль отдавал политической свободе, а не политическому равенству.

Демократический либерализм опирался на идею свободного неконтролируемого рынка. Теоретическое обоснование эти новые идеи получили в работах английского экономиста Адама Смита

(1723-1790 гг.). Свобода экономической деятельности, по мысли Смита, приведет к тому, что рынки свободной конкуренции превратятся в анонимного правителя, который будет руководить общественной жизнью. Роль государства должна быть сведена к гарантии безопасности личности и сохранения ее собственности. По вопросу о равенстве он сходился во взглядах с представителями аристократического либерализма: имея свободу, каждый человек получает равные стартовые возможности для борьбы за прибыль, собственность и место в обществе. У истоков демократического либерализма стояли Клод Гельвеций (1715 – 1771 гг.) и Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.).

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Основные группы интересов в России. Российская практика лоббизма
Одним из основных подходов к природе и содержанию политики и политического является социальная концепция политики, согласно которой политика имеет социально-групповую природу. Именно социальная дифференциация, складывание социально-группо ...

Научные школы геополитики
Современная геополитика опирается на результаты исследований ученых различных научных школ, которые, как правило, представляли большие по масштабам планетарного значения государства. Отцом геополитики по праву считают немецкого исследова ...

Примеры политических манипуляций на выборах. Выборы Президента РФ в 1996 году
Выборы 1996 года показательны именно потому, что в их ходе манипулятивная машина была использована с прежде небывалым для нашей страны размахом. В то, что Ельцин сможет законным путём удержать власть в 1996 году, верили очень немногие. Д ...