Французское правительство одобрило так называемые восточные договоры между ФРГ и ее восточными соседями, подтверждавшие нерушимость послевоенных границ в Европе и отказ от применения силы в международных отношениях. Вместе с Советским Союзом, США и Великобританией Франция в 1971 г. подписала четырехстороннее соглашение по Западному Берлину. Она, как и Советский Союз, высказалась за всеобщее и полное разоружение под международным контролем и за прекращение американской интервенции в Индокитае. Французское правительство содействовало организации американо-вьетнамских переговоров, которые проходили в Париже и в январе 1973 г. завершились подписанием соглашения о восстановлении мира во Вьетнаме и выводе оттуда американских войск.
В последний раз президент Помпиду посетил Советский Союз в марте 1974 г., за две недели до смерти. Правительства Франции и СССР вновь высказались «за дальнейшее развитие и углубление сотрудничества обеих стран в различных областях». Они указали, что эта встреча «явилась новым свидетельством прочности традиционной советско-французской дружбы, отвечающей коренным интересам народов обеих стран, делу упрочения европейской и международной безопасности».
Де Голль возглавил правительство и был наделен чрезвычайными полномочиями. Он намеревался изменить конституцию, значительно расширив права президента республики. На референдуме в сентябре 1958 был одобрен проект новой конституции. В результате парламентских выборов, состоявшихся в ноябре 1958, большинство мест в Национальном собрании получили голлисты, чему во многом способствовали тщательно подготовленные поправки к избирательному закону. Затем, когда де Голль был избран президентом (21 декабря 1958), новая конституция предоставила ему широкие полномочия и соответственно ограничила власть парламента.
Примерно в это же время Франция достигла первых положительных результатов от предложенной Монне экономической программы развития промышленности и вступления страны в европейский Общий рынок. Однако в январе 1960 в алжирской столице вспыхнул мятеж ультраколониалистов, направленный против правительства де Голля, взявшего курс на самоопределение Алжира. На этот раз основная часть войск осталась верной правительству. В марте 1962 Франция подписала Эвианские соглашения, предоставившие Алжиру независимость. Однако вскоре после этого Париж захлестнула волна террористических актов, подготовленных правой вооруженной тайной организацией ОАС, пытавшейся воспрепятствовать отделению Алжира от Франции.
Де Голль проводил самостоятельную внешнюю политику, которая демонстрировала независимость Франции от союзников по НАТО и способствовала повышению авторитета страны на международной арене. Франция официально признала Китайскую Народную Республику, вывела французские войска из подчинения НАТО и потребовала вывода штаба НАТО из Франции. В стране было ускорено развитие программ ядерного вооружения, и поэтому Франция отказалась подписать договоры о прекращении ядерных испытаний и о нераспространении ядерного оружия. Де Голль открыто критиковал войну США во Вьетнаме, осудил позицию Израиля в арабо-израильской войне 1967, налаживал более тесные связи с СССР и другими странами Восточной Европы и препятствовал вступлению Великобритании в Общий рынок.
В 1965 де Голлю не удалось набрать большинство голосов в первом туре президентских выборов, а во втором туре он прошел с незначительным перевесом. В 1967 голлисты потеряли большинство мест в парламенте. В мае 1968 студенческие протесты против традиционной системы школьного и университетского образования переросли в вооруженные стычки с полицией. Одновременно прошла всеобщая забастовка фермеров и рабочих, парализовавшая всю страну. Организовав кампанию против угрозы предполагаемого коммунистического заговора, голлисты сумели удержать за собой большинство мест после парламентских выборов в июне 1968.
Другое по теме:
Политическая мысль Древнего Востока
Наука о политике берет начало в эпоху разложения первобытнообщинного строя и появления первых крупных государственных объединений в Египте, Месопотамии, Китае, Индии, Греции.
Первые представления о власти, государстве, политике были одно ...
Методы исследования политического процесса
Среди методов исследования политического процесса нужно назвать следующие: социологические, структурные, функциональные, исторические, логические, системные, субстанциональные, нормативные, ценностные, антропологические, психологические, ...
Угрозы информационной безопасности России
Следует отметить, что, хотя порождаемые информатизацией проблемы информационной безопасности являются глобальными, для России они приобретают особую значимость в связи с ее геополитическим и экономическим положением.
В Доктрине информаци ...