В вопросах предупреждения этноконфликтов, главное - это опора на профилактическую работу, обеспечивающую включение указанного выше меха­низма выравнивания этнополитического пространства региона.

Разумеется, вышеперечисленные меры только форми­руют модель политического поведения, которая должна быть приспособлена к условиям соответствующего регио­на.

Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на террито­рии других государств СНГ. Она внесла свой вклад в смягче­ние конфликтов и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией, Арменией и Азербайджаном. Благодаря России бы­ло остановлено кровопролитие в Приднестровье. Она слу­жит сдерживающим фактором в гражданской войне в Тад­жикистане.

Интересны примеры предотвращения Россией перерас­тания межэтнической напряженности в конфликты в Рес­публике Саха (Якутия), Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане, Республике Марий- Эл, Чува­шии.

Если, вернуться к общим предпосылкам упреждения этнополитических столкновений, то необходимо отметить значительный потенциал оптимизации межнациональных отно­шений, которым обладает благоприятно структурированная партийно-политическая система в многонациональном госу­дарстве. Речь идет, прежде всего, о потенциальной миротвор­ческой роли политического центризма.

Ориентация на максимальное ослабление пагубного воз­действия социальных и. национальных катаклизмов на со­стояние общественных, в том числе межэтнических, отно­шений неизбежно вызывает потребность в центристских действиях, направленных на поиск объективно необходи­мых компромиссов в рамках проявившихся политических тенденций. К тому же центризм объективно имманентен са­мим межэтническим отношениям, осуществляющим их на­циональным элитам и группам.

Переходя к вопросу о технологии управления этнополитическими конфликтами, необходимо отметить следящее. Опыт выработки и реализации внешнеполитический кон­цепции СССР второй половины 80-х годов при всех недочетах и ошибках, порожденных ею, показал возможность со­здания алгоритма компромисса между партнерами, придер­живавшимися, казалось бы, противоположных взглядов и десятилетия рассматривавшими друг друга через прорезь прицела. В результате начинал работать механизм, способ­ствующий эволюции позиций партнеров опираясь на кото­рую удавалось свести на нет глобальный конфликт между сверхдержавами.

Этот опыт может быть использован для решения про­блем, связанных с этнополитическими конфликтами в Рос­сии. Он указывает на необходимость скорейшего формиро­вания добротной инфраструктуры, обслуживающей всю сферу этнополитических отношений в стране, то есть созда­ние системы, которая включала бы эффективную экспертную службу профессионалов-этнополитологов. Они будут владеть полноценной информацией об этой сфере в рамках соответствующего региона, могли бы дать квалифицирован­ные и достоверные экспертные оценки развивающихся в ре­гионах процессов, предложить оперативную и долговремен­ную прогностику и практические рекомендации соответствующим структурам.

Важную роль в интересах достижения и сохранения межнационального согласия, возрождения и укрепления единства многонациональной России призваны сыграть межрегиональные связи общественных организаций поли­тических партий, движений, союзов, которые могут и долж­ны стать проводниками народной дипломатии и образовы­вать пространство для посредничества в этнополитических конфликтах.

[1] Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Поволжская академия госслужбы 1998 стр. 172

[2] Ткачев Г.А. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области. Владикавказ 1911 (переиздано Пятигорск 2003)

[3] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001

[4] Губенко О.В. Последняя битва. Ростов-на-Дону 2003

[5] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001

[6] Бутенко В.П. Любить на век. Ставрополь 2004

[7] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001

[8] Основы национальных и федеральных отношений. Москва РАГС 2001


Другое по теме:

Политическая реальность современной России
Россия – одна из тех стран, которой достаточно болезненно дается дости­жение общности базовых интересов, легитимности национальной политической системы. Во многом это связано с сущностью того политического режима, ко­торый направляет и оп ...

Специфика политических традиций России
В работе "Душа России", опубликованной в 1915 г. и переизданной в 1990 г., Н.А. Бердяев указал на наличие практически равнозначных противоположных ориентации в политическом сознании населения России: анархизма (стремления к абсо ...

Понятие народовластия, формы его осуществления и их соотношение
В советское время народ - это историческая общность людей, которая изменяется в соответствии с задачами развития, решаемых обществом в данный период. Сейчас народ совокупность граждан государства. Народ - граждане. Население - все физич ...