Секуляризация власти, форма правления и разделение властей
Страница 1

Другая политика » Политические концепции Гоббса » Секуляризация власти, форма правления и разделение властей

С помощью концепции договорного происхождения политической власти Гоббс развивал идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью, связью между единобожием и единоличной властью и др.) и в целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий, а не деятельностью некого «божественного сознания». Следовательно, если религиозные явления не имеют никакого отношения к созданию государства, то и вмешиваться во власть и политику религия не должна. Здесь следует отметить, что под религией Гоббс имеет в виду католицизм и значение, которое он играл в XVI-XVII вв. отдых в греции в августе

При классификации форм правления Гоббс следует античной традиции с одним принципиальным исключением — неправильных форм быть не может. Неправильные формы — не более, чем отрицательные наименования монархии, аристократии, демократии, и выражают лишь мнение говорящего, что никоим образом не сказывается на природе этих форм.

Но при этом Гоббс считал, что монархия все же наиболее целесообразна, исходя из своей теории происхождения государства, основываясь на том, что договор как основа возникновения государства является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. То есть политическая власть организованна как единый субъект. Отсюда определение государства: “Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты”. Тот, кто выступает носителем политической власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. То есть это государство - монархия, абсолютная власть. Тут следует отметить, что Гоббс отождествлял государство с мифическим чудовищем – Левиафаном, подразумевая что это Бог, составленный из большого количества людей. Он могущественен, но в то же время смертен.

Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Преимущества монархии Гоббс выводит, сравнивая с иными формами правления и анализируя проблемы власти как таковой.

Гоббс называет такие причины предпочтительности монархии:

1. при этой форме правления чаще всего происходит совпадение интересов суверена и подданных. Всё богатство, могущество и слава монархов обусловлены богатством, силой и репутацией его подданных. В то время как при демократии и аристократии все наоборот.

2. люди всегда испытывают страх перед безответственностью верховной власти. Суверен может подвергнуть любого гражданина не только за конкретное правонарушение, но и просто в гневе. Но следует учитывать, что такая вероятность увеличивается пропорционально числу правящих.

3. в монархии решения принимаются быстрее и они, как правило, более обдуманны. На собраниях всегда сталкиваются различные мнения, что грозит рождением противоборствующих партий.

Так Гоббс доказывает, что монархия владеет всеми недостатками, свойственными власти вообще, но в наименьшей степени по сравнению с другими формами правления. Недостатки суверенной власти ни в коем случае не должны порождать мнения о возможности ее ограничения. Критерием определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось прежде всего ее способность преодолеть экстремальные состояния общества, “войну всех против всех”, Поэтому верховная власть должна быть “так обширна, как только можно ее представить”. В этой связи Гоббс (в отличие от Монтескье), решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Основные институты формирования политической культуры России
Неотъемлемой частью формирования идентичности любой нации и государства являются национально-государственные символы. Политическая символика- это предметные знаки, изображения, образы, воплощающие в себе определенную идею. К таким симв ...

Теоретически основы формирования политического сознания у студенческой молодежи. Особенности молодежи как социальной группы
При выделении особенностей молодежи как социальной группы в первую очередь необходимо дать четкое определение понятию «молодежь». Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Существуют серьезнейшие противоречия между формальны ...

Восточные договоры
Французское правительство одобрило так называемые восточные договоры между ФРГ и ее восточными соседями, подтверждавшие нерушимость послевоенных границ в Европе и отказ от применения силы в международных отношениях. Вместе с Советским Сою ...