В современном мире насчитывается около 3500 этнических групп и около 200 государств. Практически все современные государства в основном полиэтничны, однако степень полиэтничности повсюду разная. Представители различных этносов отличаются своим традиционным бытом и культурой. Все члены полиэтнического общества, являются ли они представителями этнического большинства или меньшинства, должны иметь одинаковые права и обязательства перед государством. Поэтому фундаментальными основами современного международного права являются, с одной стороны, суверенитет государства, с другой - право на самоопределение народа, согласно которому все народы могут свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Неотъемлемой частью высокой политической культуры общества являются правовые гарантии и ограждение интересов этнического меньшинства, цивилизованное решение проблем жизнедеятельности, сохранения культур и самобытности отдельных этнических групп. Но практически в современном мире невозможно найти страну, в которой бы все население говорило на одном языке, исповедовало одну религию, имело одинаковые культурные традиции. В этой связи вопрос о положении этнических меньшинств, обеспечении их прав имеет особое значение. Защита меньшинств должна базироваться на недопущении коллективной дискриминации и равных коллективных прав. Это позволит меньшинствам развивать свою самобытность, но не повредит процессам интеграции и даже ассимиляции, если этническое меньшинство этого пожелает. Защита прав национальных меньшинств должна обеспечить им равные с доминирующим этносом права во всех сферах жизни, но, с другой стороны, и создать благоприятные условия для сохранения их этнического своеобразия. Для Северной Европы это уже реальность.

Межэтнические отношения - чрезвычайно сложная сфера общественной жизни. Складываясь под влиянием особенностей исторического развития той или иной страны, этнического состава населения и других факторов, межэтнические взаимодействия во многом предопределяют формирующиеся в обществе экономические, социальные и политические контакты. Межэтнические отношения всегда конкретны, имеют свою специфику в каждой отдельно взятой стране и требуют регулирующей деятельности государства. Мировая практика уже не одно десятилетие разрабатывает систему мер для обеспечения прав человека на основе принципов этнического равенства. В настоящее время можно говорить, что сложился международно-правовой институт прав и свобод этнических меньшинств. Характерной чертой большинства развитых западных стран является наличие долговременной национальной политики.

Мы будем говорить, главным образом, о европейских государствах в свете норм международного права и их частных позиций. Именно правовая доктрина этих стран внесла наибольший вклад в разработку понятийного аппарата и концепций. Кроме того, в Северной Европе работа над проблемой прав этнических групп и меньшинств продвинулась дальше, чем в остальных частях мира. Особенно показателен в этом отношении пример решения этнополитической проблемы в Финляндии по определению статуса финляндских шведов, населения автономной области Аландских островов.

Изучение государственно-правового опыта стран Северной Европы в сфере регулирования межэтнических отношений имеет не только познавательное, но и прикладное значение, поскольку может сыграть полезную роль при решении межэтнических проблем в России, а также для выработки линии поведения по отношению к соотечественникам за рубежом.


Другое по теме: