Формирование и эволюция политической культуры общества во многом зависит от развитости и качества политической коммуникации. В переводе с латинского понятие «коммуникацио» означает «связь».
Под политической коммуникацией подразумеваются средства общения и связи между субъектами политических отношений (индивидами, партиями, государствами и т. д.).
Существуют различные типы коммуникаций. Основной из них - коммуникация «лицом К лицу». Этот тип коммуникации позволяет эффективно формировать общественное мнение и вести диалог, осуществлять прямой политический контакт без каких-либо посредников. Но сложность современного общества и развитие техники снизили значение данного типа. В наше время, безусловно главенствующее положение принадлежит такому типу политической коммуникации, как средства массовой информации-СМИ.
В современной политической коммуникации при продвижении информации, возможно, выделить два этапа. На первом этапе коммуникатор передает информацию реципиенту (т.е. «получателю») с помощью технических каналов связи.
Второй этап зависит от лидеров общественного мнения. Ими могут быть популярные или влиятельные общественные, гoсударственные и профсоюзные деятели, министры, предприниматели, учителя, проповедники и т. п. Они внимательно следят за политическими событиями, поступающей информацией. В силу своего особого положения в обществе, они в процессе контактов с людьми, общественностью не только передают политическую информацию, но и интерпретируют (толкуют, объясняют) ее.
Поэтому если на первом этапе политической коммуникации происходит передача и восприятие информации, то на втором осознание, интерпретация данной информации.
Политическую коммуникацию как политико-культурное явление для более предметного представления лучше вceго рассмотреть на примере ее господствующего типа - средств массовой информации.
Средства массовой информации (СМИ) - это совокупность газет, журналов, издательств, информационных агентств, радио- и телеорганизаций, которые обеспечивают удовлетворение информационных интересов и потребностей массовой аудитории.
Какова же конкретная роль средств массовой информации в формировании политической культуры? Здесь можно выделить следующие 10 функций:
1. СМИ играют роль основного агента производства и распределения политической культуры.
2. СМИ способствуют стандартизации и формированию однородности политической культуры, унификации мнений, поведенческих ориентиров.
3. СМИ содействуют расширению возможностей реального участия самых широких слоев общества в политическом процессе.
4. СМИ выполняют политико-интеграционную работу, побуждая людей воспринимать и усваивать господствующие политические ценности, идеалы, установки.
5. СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-либо политических целей, кампаний, курса.
6. СМИ ставят задачу не просто привлечь внимание общественности к тем или иным политическим партиям и их деятелям, но и создать их имидж (специфический образ).
7. СМИ по своему усмотрению тщательно отбирают и интерпретируют про исходящие в мире события. Трактовка этих событий, распространяемая аудиовизуальными средствами, как правило, становится точкой зрения миллионов людей. Ведь в колоссальном потоке современной информации основной массе граждан ориентироваться крайне трудно.
Другое по теме:
"Неделя баррикад"
В январе 1960 г., в ответ на отзыв из Алжира одного из главарей ультраколониалистов, генерала Массю, они устроили мятеж, известный под названием «неделя баррикад». Уверяя, что де Голль хочет «продать Алжир, как он продал Черную Африку», у ...
Права человека как политико-идеологическая проблема
Права человека и защита национальных меньшинств – одна из важнейших проблем предметной области этнополитологии. Она охватывает такие политико-правовые регуляторы этнической жизни, как правовые акты, регламентирующие национальные права лич ...
1
«Сепаратный плюрализм» определяется некоторыми исследователями как «разделение общества на субкультуры или политические лагеря, отличающиеся друг от друга по принципу религиозной принадлежности или идеологической платформы. Каждый из них ...