Политическая коммуникация
Страница 2

Другая политика » Социокультурные процессы политики » Политическая коммуникация

8. СМИ могут быть использованы для оказания влияния (а нередко - и давления) на власти, руководство партий, политических и общественных деятелей; на весь процесс принятия политических решений.

9. СМИ представляют собой гораздо более мощные и всесторонние взаимодействия (<<силы влияния»), нежели идеологические, социокультурные, духовные и социально-психологические.

10. СМИ способны к гигантской и систематической «подделке» политической реальности. В свою очередь это может спровоцировать общество на ложное восприятие политической действительности и ошибочный политический выбор.

Отметим также, что в условиях либерально-демократически ориентированных политических режимов СМИ как минимум внешне стремятся отстаивать общественные интересы. В этом плане можно говорить и о контролирующей функции СМI1. Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функции «сторожевой собаки общественных интересов». Они предупреждают, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности или коррупции в коридорах власти и т. д.

Учитывая широчайшие манипуляционные возможности СМИ, власти стремятся контролировать их любыми методами. Ведь в современном мире тот, кто контролирует информацию, может решающим образом влиять не только на политическое сознание общества, но и на его политическое поведение.

Политическая элита в состоянии резко увеличить свое влияние, расширить свою популярность, продлить свое пребывание у власти именно за счет хотя бы относительной информационной монополии. Организация информационного потока «сверху вниз» усиливает власть, укрепляет государство и его институты.

Поэтому в различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирают информацию. Информация «сверху» несет «выверенные» данные о решениях органов политической власти. Обществу (особенно в канун выборов) сообщается то, что помогает сохранить благоприятный образ власти и укрепляет ее легитимность.

Однако подчеркнем, что было бы неверным представлять себе СМИ всего мира полностью «подконтрольным» властям, государствам. Все зависит от степени «жесткости» конкретного политического режима и уровня политической культуры конкретного общества.

Взаимоотношения властей и СМИ варьируются от страны к стране в зависимости от следующих условий: а) о каких органах СМИ идет речь; б) какое правительство в данный момент у власти; в) какие проблемы находятся в центре внимания общества и государства; г) какова социально-экономическая ситуация в стране и в мире и т.Д.

Речь идет о том, что власти, политические группировки всегда стремятся контролировать СМИ. Но не всегда добиваются этого в полной мере.

Примером относительной свободы СМИ от политической опеки может служить Западная Европа. Здесь официальными органами государства либо политических партий выступает, лишь часть прессы. Большинство же печатных' органов западноевропейских СМИ предпочитают подчеркивать свою независимость от государства и партийных группировок.

И все же полностью быть свободными от политических пристрастий не может никто. Ведь любая газета, журнал, телепередача ориентированы на «свою» аудиторию, на конкретные социальные группы, симпатизирующие определенным политическим силам и партиям.

Например, в Великобритании «Таймс» читают те, кто управляет страной; «Файнэншл таймс» - те, кто ею владеет; а «Гардиан» - те, кто хочет управлять страной. Британцы знают, что газета «Дейли телеграф» связана с крупным бизнесом, «Гардиан» выражает позиции реформистских сил, «Дейли миррор» поддерживает лейбористов, а «Файнэншл таймс» отражает интересы финансовых кругов Лондона.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Сущность и виды национального государства
Государство как политический институт призвано поддерживать внутреннюю и внешнюю стабильность сообщества, на базе которого оно возникло и развивалось. В этой связи важно уточнить понятие национального государства, поскольку разные толкова ...

Социальная градация и проявление политической субъективности
По своему социальному составу общественные классы не являются однородными общностями. Так, рабочий класс состоит из разных отраслевых, профессиональных, квалификационных и других слоев и групп. В составе класса средних и больших владельце ...

Мировой финансовый кризис и политический хаос
Люди, как и создаваемые их практиками структуры, представляют собой в первую очередь явления социальной действительности. Подобная имманентность представляет собой причину, благодаря которой мы не обладаем достоверными знаниями механизмов ...