В последнее время все чаще ставится и обсуждается вопрос о природе и характере изменений правящей элиты в российском обществе.
До конца 80-х годов советская элита занимала господствующее положение в нашей стране. Отличительной чертой советской элиты являлась монополия на владение собственностью и право распоряжаться ею и всеми стратегическими ресурсами. Именно положение в структурах власти обуславливало право распоряжаться собственностью. Это позволяет охарактеризовать советскую элиту как этакратическую. Для обозначения элитных групп советского общества используют термин «номенклатура». Номенклатура воспроизводит себя через монопольное положение в системе власти, через свою собственность на государство. «Партийная бюрократия» обретает свою власть, привилегии, идеологию и распространяет ее от имени народа и общества. Это была идеологически объединенная элита с высокой степенью интеграции на основе общей единой идеологии. Характерные признаки советской элиты: строгая иерархичность, неподотчетность высших слоев перед низшими, низкий уровень конкурентности и невысокая степень конфликтности между внутриэлитными группами. Это была закрытая элита: вхождение в ее состав осуществлялось на основе таких критериев, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность.
До конца 80-х гг. советская элита занимала монопольно господствующее положение, основанное на подавлении и уничтожении любых попыток формирования контрэлиты, и на таких специфических механизмах ее легитимности, как:
- идеология, которая обосновывала и закрепляла право на власть и принятие решений за элитой;
- патернализм (система социального покровительства высших слоев низшим) обеспечивал элите поддержку и лояльность со стороны низших слоев общества;
- демонстрация технической эффективности, в массовом сознании связывали техническую модернизацию с деятельность элиты.
С 1989 по 1994 г. в российском обществе произошли главные события. Мы построили капитализм за одну «пятилетку». В период с 1989 по 1993 г. была возможность обогатиться и продвинутся наверх для всех россиян. Это был период открытости высшего класса России. Советская элита осознала, что ее прежняя закрытость ведет к деградации и упадку. Поэтому был открыт доступ в нижние и средние элитные группы для наиболее способных представителей общества. Рекрутация новых лиц в состав элиты обеспечивался за счет выборов. Выборами правящая элита стремилась создать под своим контролем новые механизмы легитимности власти. С 1989 г. начинается процесс бурного формирования контрэлиты, в состав которой входили руководители различного рода «демократических движений», протопартий, представители творческой и научной интеллигенции. В процессе реформирования общества появляется экономическая элита, ее основу составили представители прежней политической и административной элит, обогатившиеся в результате приватизации.
Легкость, с какой делились крупные капиталы в 1989-1992 гг., исчезла. Сегодня, чтобы получить доступ в элиту, необходимы капитал и возможности, какими большинство людей не располагает. Поэтому можно говорить, что происходит закрытие высшего класса: он принимает законы, которые ограничивают доступ в его ряды, создает частные школы; сфера развлечений недоступна другим. Еще одна особенность – неразличимость, неясность границ между политической элитой и бюрократией составило специфику политической системы России.
Другое по теме:
Возникновение социальной либеральной концепции
Попытки переосмысления основ либеральной идеологии предпринимались уже во второй половине XIX в. Так, например, признаки "социализации" либерализма прослеживаются в трудах английских идеологов И. Бентама и Д.С. Милля. Оставаясь ...
Вступление
За всю, более чем тысячелетнюю, историю государства российского не было хотя бы одного столетия без потрясений в социально-политической жизни страны. Российская государственность берет свое начало с завоевания варягами славянской территор ...
Начало женского движения в России (1859-1904)
Оно связано с попытками, обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости, а через нее - экономической независимости, борьбой за их доступ к высшему образованию. Этот начальный этап охватывает период с 1859 по 1905. "Общест ...