Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг
. Он появился в США немногим белее полувека назад когда, Д. Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам рекламного агентства, для организации предвыборной компании.
Политический маркетинг - это не совсем агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.
Политический маркетинг - это прежде всего грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.
Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством каких форм общаться с избирателями.
В странах с развитыми демократическими традициями на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается, что без маркетинга любой лидер обречен. Политолог Д.И. Выдрин проводил эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось, что маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.
Второй вид технологий политического лидера - выборная инженерия
. Это профессиональное сравнительное исследование различных выборных округов и соответствующее маневрирование претендента. В зарубежной политологии считается, что для правильного маневрирования претендента в лидеры в избирательных округах необходимо изучить следующие факторы:
1. Социально - экономические условия в данном округе.
2. Уровень политической культуры, характер политических традиций различных социальных групп округа.
3. Особенности политической структуры в регионе (количество различных партий, клубов, авторитет других претендентов).
4. Активность общественно-политических организаций и объединений.
Но не всегда эти моменты надо исследовать, ибо устойчивые связи повторяются. Россия вообще страна особая и мнения здесь могут быть абсолютно полярными в разные моменты времени.
Третий вид - отношение лидеров к конкурентам
. Здесь надо иметь ввиду, что политика это не только отношение между классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но и отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами. Возможно многие проблемы и не возникали бы между лидерами различного ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремлении к узурпации власти. Поэтому здесь надо руководствоваться не вопросом: "А не претендуете ли вы на власть?", а вопросом: "Каковы ваши способности, компетентность в общественно-политических делах?".
Как правило, лидер, поносящий своего конкурента недозволенными методами и средствами проигрывает. Дж. Буш убедительно говорил об этом в своей автобиографии, выделяя 4 правила лидерства:
1. Какой бы ожесточенной ни была борьба по любой проблеме, никогда не прибегайте к личным выпадам.
2. Выполняйте "домашнее задание". Вы не можете лидировать, если заранее не знаете того, о чем будете говорить.
3. Используйте вашу власть лидера для убеждения, а не для запугивания.
4. Будьте внимательны к нуждам ваших коллег, даже если они находятся в самом низу тотемного столба.
Во время президентских выборов 2000 г., где одержал победу В. Путин, его конкурент Г. Явлинский был обвинен в нарушении закона о финансировании кампании путем получения денег из различных зарубежных источников, например, как фонд Сороса и ряд немецких фондов. Однако факты не подтвердились. С целью опорочить Явлинского, в основной новостной программе сообщалось, что он пытается омолодиться с помощью пластической хирургии. Практически в каждой из российских избирательных кампаний (как федерального, так и регионального уровня), мы все чаще сталкиваемся с теми или иными формами использования «спецтехнологий»
Другое по теме:
Иные институты непосредственной демократии
Законодательство РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ и включает в Федеральный зак ...
Алгоритм действий
Алгоритм действий в конкретном конфликте зависит от многих факторов и требует специального обоснования. Но теоретический и практический интерес представляет вывод о том, что эффективность переговоров как средства урегулирования споров и к ...
Ключевые качества и способности современного политика и лидера
Говоря о проблемах лидерства в России нужно особо отметить то, что до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался тезис о "решающей роли народных масс". Из этого можно сделать вывод, что роль политического ли ...