Вооруженная акция против Южной Осетии, в которую грузинская сторона вложила значительную часть накопленного ею за последние годы военного потенциала, стала, пожалуй, самым быстротечным региональным вооруженным конфликтом на постсоветском пространстве: его уже успели назвать «пятидневной войной».

Грузинские войска, начав в ночь с 7 на 8 августа 2008 года войсковую операцию, целью которой был захват столицы Южной Осетии Цхинвали, уже к исходу 9 августа в основном были выбиты из города совместными действиями вооруженных формирований Южной Осетии и частей 58 общевойсковой Армии Северо-Кавказского военного округа, подошедших на помощь российским и осетинским миротворцам. В отражении грузинского вторжения приняли также участие силы быстрого реагирования из состава Воздушно-десантных войск России, фронтовая авиация и боевые корабли Черноморского флота РФ. Действия российских войск в зоне грузино-южноосетинского вооруженного конфликта (а позже - и на абхазском направлении) осуществлялись как «операция по принуждению Грузии к миру», то есть в формате, специально придуманном в военно-политических кругах Запада в 90-е годы для обоснования применения собственной военной силы при решении своих задач в различных регионах мира. Потери сторон в личном составе (без учета гражданского населения), по сообщению заместителя начальника Генерального штаба, генерал-полковника Ноговицына, составили: среди российских миротворцев погибших - 74 человека, ранено - 171, пропали без вести - 19. У грузинской стороны, предположительно, потери составили около 4 тысяч человек 1. Но это не окончательные цифры. Что касается потерь Грузии в оружии и военной технике, то они весьма значительные.

Согласно распоряжению президента России Дмитрия Медведева, отвод российских войск на исходные позиции, существовавшие до начала конфликта, начался 18 августа. Сроки завершения отвода ставились в зависимость от реально складывающейся ситуации в зоне конфликта. Следует обратить внимание на то, что все без исключения западные критики и оппоненты России с первых дней конфликта настаивают на немедленном выводе российских войск с грузинской территории. Причины такой настойчивости достаточно очевидны. Во-первых, воспитателям и союзникам Саакашвили крайне необходимо хотя бы как-то успокоить «свое любимое нервное дитя». Во-вторых, каждый лишний день нахождения российских войск на грузинской территории оборачивается дальнейшим ослаблением военного потенциала Тбилиси. В-третьих, на Западе опасаются того, что российская сторона в ходе разведывательно-информационных операций получит новые доказательства неприглядной роли политических покровителей Саакашвили в подготовке «операции», означающей, по сути, геноцид осетинского и абхазского народов, что по международным нормам является тягчайшим преступлением против человечества. В-четвертых, контроль российскими войсками стратегических коммуникаций Грузии не дает Саакашвили и его покровителям возможностей для быстрого восстановления боеспособности грузинской армии. В-пятых, быстрый и полный отвод российских войск создавал бы иллюзию того, что именно давление Запада явилось решающим для принятия решения о возвращении войск на исходные перед началом конфликта позиции. Вооруженный конфликт в Южной Осетии и военная операция Абхазии по вытеснению грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья вызвали бурную реакцию в мире. По-другому и быть не могло, так как решительные действия России по защите своих граждан и национальных интересов спутали карты многим политическим игрокам на Кавказе и вокруг него.


Другое по теме:

Некоторые тенденции в эволюции партий.
В 80-90-х годах ХХ века отчетливо обозначились такие тенденции в развитии общества, как падение влияния многих традиционных партий, в том числе коммунистических, усиление в некоторых из них центробежных процессов: происходит самоликвидаци ...

Федеральное вмешательство в права субъектов
В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов Федерации. В Конституции же РФ отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для федерального вмеша ...

Типология стран мира. Критерии типологии
Многообразие стран современного мира наиболее ярко проявляется на страновом уровне общественно-географической картины мира. Причины их непохожести и в то же время сходства кроются в сложности общественных систем, являющихся результатом дл ...