Как бы там ни было, как бы мы не относились к тем или другим отклонениям и мутациям демократии, очевидно ясно, что постепенная демократизация, распространение духа и ценностей демократии – одна из главных черт современности. Демократия служит основой государственного устройства абсолютного большинства стран Европы. Рубеж 80-90-х гг. ХХ в. знаменовал собою быстротечное разрушение коммунистических режимов в Восточной Европе, которое, в свою очередь, имело своей основой горбачевскую перестройку в СССР. Американский континент является территорией демократии, хотя важные расхождения между формами демократии в США и странах Латинской Америки очевидны. Масштабные демократические преобразования продолжаются в странах Азии и Африки. В конце концов, Австралия (можно взять в ее широчайшем контексте – вместе с Океанией), эта страна – континент, также крепко стоит на демократической основе. С другой стороны, ХХ столетие наглядно продемонстрировало шаткость демократических институтов, впечатлительность молодых демократий, их беспомощность и беззащитность перед вызовами авторитаризма и тоталитаризма. Драмы Веймара и России, Испании и Чили – все это (и многое другое) принуждает считать изучение демократии постоянно актуальным. Демократическая мысль не дает однозначных ответов и волшебных рецептов на все случаи. Демократический дух также не является вездесущим и непобедимым, - он лишь обобщение демократических убеждений и надежд отдельных людей. Это принуждает обратиться к сущностному пониманию демократии и ее ценностей. Собственно, вечный вопрос “Что такое демократия?” является одним из способов бытия демократии. Она по настоящему существует только тогда, когда мы проявляем заботу о ней, когда мы обеспокоены тем, что с демократией происходит, насколько она укоренена и защищена. То, что мы думаем о демократии, является формой ее развертывания, испытания ею сознания и морали граждан. Старания овладеть духом демократии и гражданского достоинства и сохранить его всегда предусматривают углубленное внимание к классике демократии, ее истокам, ее перспективам. Ведь жертвенная готовность стать на защиту основ демократии требует осознания того, что же именно требует защиты.


Другое по теме:

Российское женское движение 1905-1917
Было зрелым феминистки подготовленным и идейно, и организационным. Революционная волна 1905 подняла женщин, выступавших ранее лишь за доступ к высшему образованию и профессиональному труду, на борьбу за гражданские и политические права. В ...

Программа демократического восстановления и подъема Венгрии ВКП
В октябре – ноябре из эмиграции на освобожденную территорию Венгрии возвратились руководители заграничных центров партии. На созванном в Сегеде (центре политической деятельности компартии в период оккупации гитлеровцами Будапешта) 2 ноябр ...

Аграрный эксперимент военных-социалистов в долине Клиса (Кочабамба)
Во время войны в Чако военные, интеллигенция, представители среднего класса, составлявшие основную массу офицерства, в ежедневном общении на фронте впервые смогли почувствовать полиэтнический характер своей страны, непосредственно столкну ...