Как бы там ни было, как бы мы не относились к тем или другим отклонениям и мутациям демократии, очевидно ясно, что постепенная демократизация, распространение духа и ценностей демократии – одна из главных черт современности. Демократия служит основой государственного устройства абсолютного большинства стран Европы. Рубеж 80-90-х гг. ХХ в. знаменовал собою быстротечное разрушение коммунистических режимов в Восточной Европе, которое, в свою очередь, имело своей основой горбачевскую перестройку в СССР. Американский континент является территорией демократии, хотя важные расхождения между формами демократии в США и странах Латинской Америки очевидны. Масштабные демократические преобразования продолжаются в странах Азии и Африки. В конце концов, Австралия (можно взять в ее широчайшем контексте – вместе с Океанией), эта страна – континент, также крепко стоит на демократической основе. С другой стороны, ХХ столетие наглядно продемонстрировало шаткость демократических институтов, впечатлительность молодых демократий, их беспомощность и беззащитность перед вызовами авторитаризма и тоталитаризма. Драмы Веймара и России, Испании и Чили – все это (и многое другое) принуждает считать изучение демократии постоянно актуальным. Демократическая мысль не дает однозначных ответов и волшебных рецептов на все случаи. Демократический дух также не является вездесущим и непобедимым, - он лишь обобщение демократических убеждений и надежд отдельных людей. Это принуждает обратиться к сущностному пониманию демократии и ее ценностей. Собственно, вечный вопрос “Что такое демократия?” является одним из способов бытия демократии. Она по настоящему существует только тогда, когда мы проявляем заботу о ней, когда мы обеспокоены тем, что с демократией происходит, насколько она укоренена и защищена. То, что мы думаем о демократии, является формой ее развертывания, испытания ею сознания и морали граждан. Старания овладеть духом демократии и гражданского достоинства и сохранить его всегда предусматривают углубленное внимание к классике демократии, ее истокам, ее перспективам. Ведь жертвенная готовность стать на защиту основ демократии требует осознания того, что же именно требует защиты.


Другое по теме:

Вывод
Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать, что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в значительной степени под знаком пробл ...

Основные этапы в истории развития политологии
Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаме ...

Социалистическая мысль XIX в.
Идеи Анри Сен–Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна сформировали идейно–политическую теорию, получившую название «утопический социализм». Это название происходит от работы Томаса Мора «Утопия». Однако, в отличие от своих предшественников – у ...