· государственное и(или) общественное осуждение в виде заложенного в норме требования применения или непосредственного использования принудительных мер преимущественно организационного характера, реже личного характера, состоящих в лишении властных полномочий, утрате юридической силы акта, остановке (приостановке) работы государственного органа или прекращении деятельности общественного объединения и т. п.;
· совершенное противоправное деяние, то есть конституционное правонарушение, с важнейшими его условиями (элементами): объективной противоправностью и виной;
· установившаяся между правонарушителем и государством правовая связь в момент совершения противоправного деяния, характеризующаяся возникновением специального охранительного отношения[7].
Таким образом, ответственность, с нашей точки зрения, представляет собой правовую связь (состояние), которая возникает вследствие несоблюдения правовой нормы между участниками нарушенного правоотношения, воплощается в установлении нормативного, обращенного к правонарушителю требования подвергнуться государственному или общественному осуждению (порицанию) и реализуется, как правило, в применении государственно-принудительных средств в виде разнообразных ограничений к правонарушителю (лишение права, возложение дополнительной правовой обязанности или принуждение к исполнению неисполненной обязанности) либо в восстановлении нарушенных прав пли правопорядка нарушителем под прямой угрозой использования государственного принуждения.
Опираясь на имеющиеся разработки, к числу мер конституционно-правовой ответственности субъектов федерации следовало бы отнести:
1) отстранение от должности высшего должностного лица — главы исполнительной власти субъекта;
2) роспуск или приостановление деятельности высшего органа законодательной власти субъекта;
3) отмена или приостановление действия актов органов власти субъекта органами государственной власти федерации;
4) признание недействительными актов органов власти субъектов судами по обращениям органов власти федерации;
5) временное перераспределение предметов ведения и полномочий (как правило, конкурирующих) в пользу органов власти федерации;
6) изменение статуса субъекта федерации;
7) назначение специального федерального представителя для управления субъектом («прямое президентское правление»);
8) ввод специальных милицейских или военных подразделений в случаях, определенных федеральным законодательством[8].
Классифицировать перечисленные федеральные санкции (меры ответственности) можно по различным основаниям. Во-первых, в зависимости от применяющих их органов их можно разделить на:
· санкции органов исполнительной власти федерации (отмена или приостановление действия актов);
· санкции судебных органов (признание актов органов власти субъектов недействительными) и санкции, налагаемые совместно несколькими федеральными органами (ввод войск, роспуск законодательного органа, отстранение от должности главы исполнительной власти субъекта).
Во-вторых, систематизация может основываться на разграничении мер ответственности по правовому результату:
· меры, по которым акты органон власти утрачивают юридическую силу (признание актов недействительными, отмена или приостановление их действия вышестоящими органами);
· меры, лишающие должностное лицо или орган властных полномочий (отстранение от должности высшего должностного лица, роспуск или приостановление деятельности законодательного органа);
· меры, преобразующие правовой статус субъектов права (принятие федерального закона об изменения статуса субъекта);
· меры по использованию прямого принуждения (деятельность армии, милиции и т. п.)[9].
В-третьих, меры ответственности (санкции) можно подразделить на окончательные и временные, в зависимости от длительности воздействия. Например, признание недействительным акта всегда имеет окончательный характер, а ввод воинских подразделений в субъект федерации может применяться только временно.
В-четвертых, меры ответственности можно классифицировать по степени использования государственного принуждения:
· меры, основанные на средствах косвенного, опосредованного правовой процедурой принуждения (лишение юридической силы, лишение властных полномочий, возложение обязанностей);
· меры фактического, прямого физического принуждения (использование армии и милиции).
В-пятых, меры ответственности можно разграничить и по использованию функционального критерия: карательные меры, основой которых является назначение наказания, возложение специальных отрицательных обременений, ставящих органы государственной власти в подчиненное положение к федерации, фактически лишающие их государственного статуса, — ликвидация собственной системы управления субъектом, то есть отстранение от должности высшего должностного лица и приостановление либо роспуск законодательного органа, а также назначение федерального представителя для управления субъектом, перераспределение предметов ведения и полномочий; восстановительные меры, возвращающие статус-кво, существовавший до нарушения правовых установлений, — отмена или приостановление действия незаконного акта, признание акта недействительным; меры пресечения, выражающиеся в основном в использовании средств прямого государственного принуждения, в целях оперативного пресечения правонарушений со стороны органов государственной власти субъектов — ввод подразделений милиции, армии для подавления мятежей, беспорядков, сепаратистских выступлений.
Другое по теме:
Глобализация. Ее влияние на мировой процесс. Подходы к
определению
Вопрос единства мирового пространства затрагивается уже в трудах западных исследователи XIX - середины XX в. - А.Сен-Симона, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса. Карл Маркс говоря о развитии капитализма и всемирного ры ...
Установление диктатуры пролетариата и венгерское общество
Летом 1948 года завершился «год перелома» в процессе установления социализма в Венгрии.
Надо заметить, что в 1948 году в странах советской сферы влияния, то есть в ГДР и Восточной Европе буржуазия, по существу, была отстранена от власти. ...
Утопия идей
Платона
Каким же образом Платон, создавая "идеальное" государство на основах разума, получил одно из ужаснейших тоталитарных государств, примеры которых мы видим слишком часто, которые описаны в современной литературе в жанре антиутопий ...