Формирование наций
Страница 2

Другая политика » Нациестроительство » Формирование наций

Процесс формирования украинской и белорусской наций особенно ускорился в XIX веке как ответная реакция на дискриминационную полигику самодержавия. Белорусы и украинцы не рассматривались царизмом как самостоятельные этносы, их считали этнографическими группами русского народа. В 1839 г. в Белоруссии было ликвидировано униатство, в котором состояло до 75 % белорусов, в 1840 г. запрещено само название Белоруссия. Жестокие репрессии обрушились на белорусскую интеллигенцию после польского восстания 1863—1864 гг., в котором принимала участие значительная часть западных белорусов.

Не менее откровенно прослеживались тенденции имперского унитаризма и по отношению к украинскому народу. Отмена украинского самоуправления, передел ее территории по губернскому признаку, массовые высылки запорожских казаков на Северный Кавказ после волнений в Сечи в связи с ее ликвидацией, преследование униатской церкви в западных районах Украины, борьба с украинским языком, книгопечатанием и культурой - все это не могло не привести к росту противостояния.

По мере того как в Украине и Белоруссии усиливалась политика русификации, набирали силу и национальные движения. Возникают Кирилло-Мефодиевское братство, общество "Просвита", Союз освобождения Украины, белорусская "Народная Громада" и др. Первоначально их требования не выходили за рамки автономии в составе Российского государства, однако с падением самодержавия быстро радикализовались, что привело к провозглашению независимости украинского (декабрь 1917) и белорусского (март 1918) государств.

Национальная политика большевиков дала мощный импульс формированию наций-этносов на территории бывшей императорской России. В отличие от своих политических противников, выступавших за "единую и неделимую Россию", они с самого начала заявили о том, что гарантируют народам России право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Национальная доктрина большевиков, нашедшая поддержку у национальных движений, сводилась к двум основным постулатам: признание этнической группы, обладающей определенными характеристиками (см. определение И. Сталина), в качестве основы нации и признание условием существования и развития нации наличия у нее собственной государственности. Этническая группа, в интересах которой создавалось государство, объявлялась "коренной нацией", остальные, живущие на этой территории, считались некоренным населением.

К середине 20-х годов эта доктрина начинает приобретать реальные очертания. Вслед за признанием самостоятельности Украины и Белоруссии создаются советские республики в Азербайджане, Армении, Грузии. Возникает новый этап этнотерриториальных образований внутри созданных государств — автономные республики. В результате появляется своеобразная иерархия этнонациональных образований. Этнические группы, отличающиеся более высоким уровнем модернизации, получают статус социалистических наций, более мелкие и менее модернизированные — социалистических народностей.

В соответствии с этнонациональной иерархией выстраивается и иерархия национальной государственности. Социалистические нации получают право иметь свои национальные государства с разным уровнем полномочий (союзные и автономные республики), социалистические народности - различные формы автономии.

Создание этнонациональных образований происходило на территориях, где проживали представители различных этносов. В силу этого в состав новых государственных образований во многих случаях были включены территории с преобладающим иноэтническим населением. Все это со временем не могло не породить конфликтные ситуации, которые особенно остро проявились в период перестройки, когда в союзных и автономных республиках стали популярными идеи независимой государственности.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Правительство Д. Торо (июнь 1936 г. - июль 1937 г.).
Сразу же после прихода во дворец Кемадо, резиденцию президента страны, военные стали развивать идеи перестройки всего общества на принципиально новых основах. В первую очередь предстояло решить серьезные экономические проблемы, доставшиес ...

Типология политического лидерства. Традиционное лидерство
Одним из обобщающих критериев типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лиде ...

1
«Сепаратный плюрализм» определяется некоторыми исследователями как «разделение общества на субкультуры или политические лагеря, отличающиеся друг от друга по принципу религиозной принадлежности или идеологической платформы. Каждый из них ...