Какие информационные технологии способствовали развитию грузино-южноосетинского конфликта
Страница 1

Другая политика » Какие информационные технологии способствовали развитию грузино-южноосетинского конфликта

"Первой войной в заливе управляли с помощью примитивных мобильных телефонов. Во время войны в Афганистане и Ираке уже использовали смартфоны. А эта война управляется по Скайпу. В основном, с помощью чатов - не важно, чат МСН или Яхуу, или Гугл. Это лучшие инструменты для направления информационных потоков".

Патрик Вормс, медиа-советник Михаила Саакашвили[1]

Грузино-югоосетинским конфликтом называется этнополитический конфликт, произошедший в Республике Грузия между центральным руководством и самопровозглашённой Республикой Южная Осетия. Этот конфликт длится с конца 80-х годов прошлого века и по настоящее время. Активизация национальных движений в последние годы существования СССР стремлением малых народов к повышению своего статуса вызвало обострение осетино-грузинских отношений. С точки зрения грузинских властей, произошло развитие сепаратизма в Южной Осетии. Ослабление государственной власти и последовавший распад Советского Союза способствовало развитию конфликта.

За период с 1989 г. напряжённость в регионе, где грузины составляют этническое меньшинство, трижды (1991 — 1992, 2004, 2008 годы) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома.

В августе 2008 г. произошёл вооружённый конфликт с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии, названный журналистами «пятидневной войной». Он требует глубокого осмысления, всестороннего анализа и трезвых оценок. Будучи локальным по месту и непродолжительным по времени, он несет в себе глобальное измерение и долгосрочные последствия как для противоборствующих стран, так и для мирового сообщества. Война поставила вопрос о пересмотре всей системы международной безопасности. Она породила совершенно новую ситуацию в мире, стала началом эпохи перемен не только во внешней политике России, но и всех ведущих стран мира, мирового сообщества в целом.

Во время войны важную роль играла информация, поступавшая из мест боёв, а также полное её отсутствие. От российских, грузинских и западных СМИ порой поступала противоречивая информация о событиях конфликта. Обсуждения разных интерпретаций велись также в Интернете, от резких высказываний на блогах и форумах, до атак на официальные сайты правительств.

По оценке абсолютного большинства обозревателей и экспертов, Россия, имея полную поддержку населения внутри страны, одержав убедительную победу на поле боя, тем не менее, проиграла информационную войну Грузии (по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе, 3-6 месяцев). С одной стороны, Россия оказалась неготовой к массированной информационной агрессии противника, а с другой – в информационном противостоянии наша страна выступала в одиночестве, в то время как Грузия действовала в ней единым фронтом с США, НАТО, Евросоюзом. Парадоксально, но факт: проигравший противник сделал своё поражение победой, применив современные технологии информационного воздействия и манипуляции сознанием на население Грузии и зарубежную аудиторию.

Нужно отметить отсутствие должного информационного обеспечения действий войск до, в ходе и после «пятидневной войны». Армия явно растеряла накопленный ею в Афганистане опыт ведения спецпропаганды среди местного населения и вооружённых формирований оппозиции. Поэтому не приходится удивляться, что в сводках с грузинского фронта не было ни одного сообщения об использовании сил и средств спецпропаганды. Средства массовой информации не показали ни одного сюжета, связанного с работой звуковещательных станций в Гори, Поти и других населённых пунктах в зоне действий российских войск, с их залистованием.

Саакашвили и помогающие ему западные специалисты в области пропаганды сумели с первых часов российско-грузинского вооружённого конфликта захватить инициативу в информационной войне. Пока Россия не торопилась решать задачи с воздействием на общественное мнение на Западе, полагаясь на свою правоту в конфликте и на очевидность вины Грузии за развязывание агрессии и геноцид, противник оперативно наладил тесное взаимодействие с ведущими мировыми средствами массовой информации и снабдил их собственной интерпретацией событий на северном Кавказе.

Судя по целому ряду признаков военной грузино-американской кампании на Северном Кавказе, существовал заблаговременно созданный сетевой штаб информационно-идеологического обеспечения действий войск. Его подразделения находились в Грузии, США, Европе. Непосредственно при Саакашвили была группа бельгийских и американских специалистов в области информационного противоборства, которая помогала ему в подготовке текстов выступлений и заявлений. Была тщательно спланирована и осуществлена крупномасштабная, глобальная спецпропагандистская операция по дезинформации мирового сообщества в отношении замысла, причин, характера и самого хода войны.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования
Наиболее влиятельными формами политического сознания являются политическая идеология и политическая психология. Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государстве ...

основные проблемы внутренней безопасности России
В современных условиях среди нерешенных остается проблема обеспечения внутренней безо­пасности страны от угроз регио­нального, национального сепара­тизма и религиозного экстремиз­ма; сохраняются серьезные эко­номические, политические и со ...

Харизматическое лидерство
Харизматическое лидерство основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя – вождя, пророка, князя, военачальника, выдающегося оратора. Харизма в переводе с греческого означает свойство, ниспосланное свыше и выделяющее е ...