Понятие, признаки и функции субъектов политики.
Страница 1

Другая политика » Значение политический партий » Понятие, признаки и функции субъектов политики.

Понимание сущности и роли субъектов политической деятельности жестко связано с осознанием особенностей механизма реализации властных полномочий. Вопрос о субъектах политической деятельности встаёт каждый раз в связи с проблемой действующих во власти лиц, авторов политического пространства; с проблемой политического статуса личности или социальных групп. Власть – это способность или возможность производить желаемое действие на поведение того или иного объекта, что предполагает наличие активного субъекта, который влияет на объект какими-либо физическими или идеальными методами. В сфере социальных наук субъектами и объектами являются люди.

Вопрос о субъектах политики связан с вопросом о субъективном и объективном. В качестве субъектов политики выступают носители целенаправленной политической деятельности в определенном политическом пространстве. Признавая гражданина субъектом права, государство определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам. Поскольку политология имеет дело не только с правовыми, сколько с политическими отношениями, она рассматривает специфику и проблемы политического статуса личности или социальных групп.

Субъекты политики имеют свои особые функции, не сводимые к функциям правовым, хотя действия этих субъектов и регулируются правовыми отношениями и нормами. Всё это говорит о том, что вопросы о субъектах права и политики – разные вопросы.

Помимо государства люди входят объективно, т.е. независимо от своей воли, в определенные общности, как бы находя себя в них, или же по своей воле вступают в те или иные объединения. К первым относятся нации, различные этнические группы, классы. Ко вторым – партии, союзы, блоки, различные группы давления, в том числе и коллективы. Все они тем или иным образом включаются в систему политических отношений и, естественно, в систему субъектов политики. Критерием или источником субъективности служит наличие политических интересов, а также стремлений к их отстаиванию – организованность, наличие руководящих органов и лидеров, способных проводить эти интересы в жизнь.

Чтобы лучше понять сущность и роль субъектов политики, необходимо обратиться к некоторым особенностям механизма осуществления политической деятельности.

Как уже говорилось, под субъектами политики понимаются люди и организации, обладающие политической властью или стремящиеся к ней. Исходя из этого, следует различать понятия “субъект политики “ и “политический субъект”. К политическим субъектам могут быть отнесены те люди и организации, политическая деятельность для которых не является основной и главной, но которые в той или иной степени участвуют в политической жизни и влияют на неё. Однако в определенных условиях они могут выполнять функции субъектов политики и даже активно на неё влиять. Русская православная церковь не является субъектом политики, но у неё есть определенные политические ориентации.

Каждый из субъектов политики (органы государственной власти и управления, лидеры, политические партии и движения и т.п.) имеет свои интересы, реализация которых составляет смысл его участия в политической жизни. За каждым из субъектов стоят определенные социальные группы.

Субъект политики, таким образом, - это конкретно-исторический носитель многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. В качестве субъектов политики могут выступать как индивиды, так и социальные общности, самостоятельно вырабатывающие и реализующие программы действия, направленные на достижение посредством сознательной деятельности определенных политических целей.

Политическая жизнь общества в связи с этим может рассматриваться как системное взаимодействие различных субъектов политики, каждый из которых в определенной политической ситуации может быть не только субъектом, но и объектом.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

По пути разрядки
Оба правительства . высказались за то . чтобы была установлена атмосфера разрядки между всеми странами Запада и Востока . Советско-французская декларация (1966) В годы Пятой республики Франция первой из крупных капиталистических стран о ...

Конфликты при разделении властей
В реальной жизни функции трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной часто вступают в противоречия, перерас-тающие порой в самые серьезные конфликты (например, вооруженный конфликт между Президентом и Парламентом РФ в ...

«Новые левые»
Наряду с социал-демократией, в послевоенный период в странах Западной Европы и США бурно развивалось альтернативное течение марксистской общественной мысли, получившее название " новые левые ". К нему относились такие известны м ...