Понятие, признаки и функции субъектов политики.
Страница 1

Другая политика » Значение политический партий » Понятие, признаки и функции субъектов политики.

Понимание сущности и роли субъектов политической деятельности жестко связано с осознанием особенностей механизма реализации властных полномочий. Вопрос о субъектах политической деятельности встаёт каждый раз в связи с проблемой действующих во власти лиц, авторов политического пространства; с проблемой политического статуса личности или социальных групп. Власть – это способность или возможность производить желаемое действие на поведение того или иного объекта, что предполагает наличие активного субъекта, который влияет на объект какими-либо физическими или идеальными методами. В сфере социальных наук субъектами и объектами являются люди.

Вопрос о субъектах политики связан с вопросом о субъективном и объективном. В качестве субъектов политики выступают носители целенаправленной политической деятельности в определенном политическом пространстве. Признавая гражданина субъектом права, государство определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам. Поскольку политология имеет дело не только с правовыми, сколько с политическими отношениями, она рассматривает специфику и проблемы политического статуса личности или социальных групп.

Субъекты политики имеют свои особые функции, не сводимые к функциям правовым, хотя действия этих субъектов и регулируются правовыми отношениями и нормами. Всё это говорит о том, что вопросы о субъектах права и политики – разные вопросы.

Помимо государства люди входят объективно, т.е. независимо от своей воли, в определенные общности, как бы находя себя в них, или же по своей воле вступают в те или иные объединения. К первым относятся нации, различные этнические группы, классы. Ко вторым – партии, союзы, блоки, различные группы давления, в том числе и коллективы. Все они тем или иным образом включаются в систему политических отношений и, естественно, в систему субъектов политики. Критерием или источником субъективности служит наличие политических интересов, а также стремлений к их отстаиванию – организованность, наличие руководящих органов и лидеров, способных проводить эти интересы в жизнь.

Чтобы лучше понять сущность и роль субъектов политики, необходимо обратиться к некоторым особенностям механизма осуществления политической деятельности.

Как уже говорилось, под субъектами политики понимаются люди и организации, обладающие политической властью или стремящиеся к ней. Исходя из этого, следует различать понятия “субъект политики “ и “политический субъект”. К политическим субъектам могут быть отнесены те люди и организации, политическая деятельность для которых не является основной и главной, но которые в той или иной степени участвуют в политической жизни и влияют на неё. Однако в определенных условиях они могут выполнять функции субъектов политики и даже активно на неё влиять. Русская православная церковь не является субъектом политики, но у неё есть определенные политические ориентации.

Каждый из субъектов политики (органы государственной власти и управления, лидеры, политические партии и движения и т.п.) имеет свои интересы, реализация которых составляет смысл его участия в политической жизни. За каждым из субъектов стоят определенные социальные группы.

Субъект политики, таким образом, - это конкретно-исторический носитель многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. В качестве субъектов политики могут выступать как индивиды, так и социальные общности, самостоятельно вырабатывающие и реализующие программы действия, направленные на достижение посредством сознательной деятельности определенных политических целей.

Политическая жизнь общества в связи с этим может рассматриваться как системное взаимодействие различных субъектов политики, каждый из которых в определенной политической ситуации может быть не только субъектом, но и объектом.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Институты непосредственной демократии
Формы (институты) непосредственной демократии разнообразны. Среди них можно выделить те формы и институты прямой демократии, посредством которых граждане самостоятельно решают вопросы государственной и местной жизни, принимая окончательн ...

Противодействие терроризму на государственном уровне
Конец ХХ - начало XXI вв. – это период серьезных изменений терроризма как общественно опасного социально-политического явления, роста его угроз для безопасности современного мира. Под прямым или опосредованным влиянием различных по характ ...

Система ГУЛАГа как элемент власти
Система ГУЛАГа НКВД СССР, ее деятельность оставили глубокий шрам на теле советского общества 20-30-х гг. Однако научная разработка этой проблемы, изучение политических, экономических и социальных последствий функционирования этой системы, ...