Античные истоки политической науки

Другая политика » Становление и развитие политологии как науки » Античные истоки политической науки

Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм

политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений. Основополагающие аспекты жизни воспринимались человеком античности в их целостности, без различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, космосе, бытии т.д. носили целостно-синкретический характер; поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы.

В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой-либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. К концу V в. имело место определенное разграничение отдельных областей знания, например арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Трактаты Аристотеля по физике, физиологии, этике, политике, риторике в течение многих веков рассматривались не иначе как подразделы своеобразной единой энциклопедии по философии. Разделение интеллектуального труда по различным отраслям знания произошли значительно позднее, чем в сфере материальной деятельности.

Таким образом, об обществе и мире политического, как самостоятельных сферах жизни людей, тем более об отделении государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство» выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно назвать политической т.е. общественной. Иначе говоря речь может идти отнюдь не о политической науке в строгом смысле слова, а о философии или о науке об обществе-государстве в лице полиса, что далеко не однозначно содержанию, которое мы вкладываем в понятие «государство».


Другое по теме:

Последствия кризиса вокруг Ирака для мира, международной безопасности и интересов России
Сегодня предметом главного интереса становится вопрос о том, какими могут быть последствия войны для иракского государства и его народа, для региона Ближнего и Среднего Востока, а в перспективе – и всего мира. Вообще говоря, думать об эт ...

Начало Пятой республики
В то самое время, когда столько возможностей открывается перед Францией, она оказывается под угрозой раздробления и, может быть, гражданской войны. В этих условиях я предложил свою кандидатуру, чтобы попытаться еще раз привести к спасению ...

Некоторые теракты, возможно связанные с исламистской идеологией
1994 — взрыв в израильском культурном центре в Аргентине. Осуществлён организацией «Исламский Джихад». 1995, 14-20 июня — рейд Басаева на Будённовск (Россия), массовый захват заложников в здании больницы. Погибло более 200 человек. 1995 ...