Постоянный совет объединённых дворянских обществ (1906-17), исполнительный орган реакционных организаций дворянства России. Создан 22 мая 1906 при поддержке царского правительства в период Революции 1905-07 для консолидации классовых сил крайней реакции в борьбе с революционным движением. Цель - сохранение самодержавия, укрепление политического и экономического положения помещиков.

Совет объединенного дворянства был близок к придворным кругам и тесно связан с "Союзом русского народа" и др. черносотенными организациями; стал центром крепостнической реакции в стране. Состоялось 12 съездов "объединённого дворянства" (1-й и 2-й - в мае и ноября 1906, последующие - ежегодно в феврале - марте).

1-й съезд принял устав организации, были выбраны председатель, избираемый на 3 года, его заместители и 10 (затем 12 членов Совета). В 1906-1912 гг. председателем Постоянного совета являлся граф А.А. Бобринский (в дальнейшем Постоянный совет возглавляли такие видные представители дворянства как А.А. Нарышкин, А.П. Струков, и, наконец, А.Д. Самарин, бывший обер-прокурор Синода).

В работе совета принимали участие и губернские предводители дворянства. На местах действовали губернские советы - связующее звено между Постоянным советом и уездными и губернскими дворянскими обществами.

С начала 1911 предпринимались попытки создать дворянскую экономическую организацию - "Союз землевладельцев". Требования "объединённого дворянства" вдохновили самодержавие на осуществление реакционных мероприятий (разгон 1-й Государственной думы, третьеиюньский переворот 1907, введение военно-полевых судов, аграрная политика Столыпина).

С самого начала ПСОДОР явился как бы буфером между Думой и западниками в министерствах, с одной стороны, и Государем (Двором, Госсоветом, правыми министерствами, Сенатом и Синодом) с другой. Каждый съезд ПСОДОР являлся важной вехой в ходе самодержавного управления страной. Ни один сколько-нибудь значительный политический вопрос не решался в Думе без предварительного обсуждения в ПСОДОРе.

Современники одно время называли Постоянный совет объединенных дворянских обществ всемогущим. Он стал координационным центром для консервативных политических организаций и движений национальной и державно-патриотической направленности. Депутаты ПСОДОРа неизменно возглавляли правое крыло в Госсовете (в котором существовала квота для депутатов от дворянских обществ) и Государственной Думе. Кроме того, очень многие политические, общественные и благотворительные организации того времени по персональному составу участников и руководства вполне могли бы считаться неформальными "дочерними организациями" Постоянного Совета.

26 июля 1914г. состоялся Всероссийский съезд губернских предводителей дворянства, который предложил губернским чрезвычайным собраниям обсудить на местах вопросы: об объединении всех дворянских обществ для создания общероссийской организации помощи раненым, избрании с этой целью представителей с широкими полномочиями от каждой дворянской организации на Всероссийский съезд, создание общей кассы.

Придерживаясь самых правых и правоцентристских воззрений, Совет просуществовал в качестве реальной политической силы вплоть до 1917 года, тогда как всесословные движения черносотенцев потеряли свой вес ещё до начала первой мировой войны. Его руководители направляли деятельность правых депутатов IV Государственной Думы, противостоя активности пресловутого Прогрессивного блока, то есть реально сопротивлялись натиску либералов.


Другое по теме:

Начало Пятой республики
В то самое время, когда столько возможностей открывается перед Францией, она оказывается под угрозой раздробления и, может быть, гражданской войны. В этих условиях я предложил свою кандидатуру, чтобы попытаться еще раз привести к спасению ...

Современные этнорелигиозные конфликты
Последние два десятилетия XX в. стали новым этапом в этническом развитии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в период перестройки и гласности в виде феномена «этнического взрыва», ...

Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов. Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений
Безопасность страны можно считать гарантированной, если она обеспечена как "снаружи", так и "изнутри". В этом параграфе исследуется вопрос политики социальной безопасности, демографического развития, межнациональных и ...