Лютер и Мюнцер
Страница 2

Другая политика » Политическая мысль в средние века » Лютер и Мюнцер

Крестьяне направили свою программу на отзыв Лютеру, наивно рассчитывая на его поддержку. Но Лютер ответил, что крепостное право вовсе не противоречит «священному писанию», так как в Библии говорится, что еще праотец Авраам имел рабов. Когда же крестьяне взялись за оружие, Лютер объявил, что восставший человек подобен бешеной собаке, и призвал к беспощадной расправе с ними.

Самым смелым и дальновидным защитником угнетенных и руководителем восставшего крестьянства стал Томас Мюнцер (1493 - 1525). «Если, - заявил он, - единомышленники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им и не следовало браться за дело». Мюнцер стремился превратить реформацию в народную революцию. В то время не существовало никакой революционной теории, и Мюнцер находил в старых религиозных книгах слова и строки, которые в его устах звучали революционным призывом к действию. Считая осуществление полного равенства людей делом «божьей справедливости», он называл безбожниками князей и господ, отнимавших у крестьян плоды их труда, лишавших их права охоты, возможности ловить рыбу в реках и пасти скот на лугах. Призывая к решительной борьбе с этими безбожниками, Мюнцер объявлял себя глашатаем божьей воли.

Мюнцер опирался на крестьянскую бедноту и тогдашний пролетариат: ткачей, рудокопов, подмастерьев. Он выдвинул антифеодальную революционную программу. В своем «Письме тезисах» он требовал уничтожения всех замков и монастырей, поголовного вступления всех работоспособных в «Христианский союз и братство», члены которого, участвуя в совместном труде, получали бы равное вознаграждение. Хищников и тунеядцев, которые воспротивились бы вступлению в трудовое объединение, Мюнцер предлагал поставить вне закона.

Несмотря на общий численный перевес восставших крестьян, они оказывались в меньшинстве на полях сражений. Каждый отряд хотел вести войну только вблизи своего селения, и поэтому разрозненных, плохо вооруженных и необученных крестьян-пехотинцев легко сокрушала дворянская конница. Большой вред движению наносила доверчивость восставших, их готовность идти на мирные переговоры с князьями и дворянами, вероломно нарушавшими все обещания и соглашения.

Захваченный в плен, Мюнцер не склонил головы перед врагами. Он и его соратники погибли. В тех областях германского юга, где с особой силой бушевала крестьянская война, феодалы вернулись к католицизму, в котором видели надежный оплот против народных движений.

В большей части Германии восторжествовала умеренная реформация. Она обеспечила богатым горожанам дешевую церковь, обогатила князей за счет церковного имущества и подчинила князьям священников новой, лютеранской церкви.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики осуществляют меры государственной поддержки молодежных и детских объединений, а также координируют деятельность по осуществлению этих мер на межрег ...

Общее и особенное в истории русского и западного феминизма
В истории русского и западного феминизма было немало общего. 1) У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоев. Например, М.И. Вернадская происходила из зажиточной городской ...

Система ГУЛАГа как элемент власти
Система ГУЛАГа НКВД СССР, ее деятельность оставили глубокий шрам на теле советского общества 20-30-х гг. Однако научная разработка этой проблемы, изучение политических, экономических и социальных последствий функционирования этой системы, ...