Лютер и Мюнцер
Страница 2

Другая политика » Политическая мысль в средние века » Лютер и Мюнцер

Крестьяне направили свою программу на отзыв Лютеру, наивно рассчитывая на его поддержку. Но Лютер ответил, что крепостное право вовсе не противоречит «священному писанию», так как в Библии говорится, что еще праотец Авраам имел рабов. Когда же крестьяне взялись за оружие, Лютер объявил, что восставший человек подобен бешеной собаке, и призвал к беспощадной расправе с ними.

Самым смелым и дальновидным защитником угнетенных и руководителем восставшего крестьянства стал Томас Мюнцер (1493 - 1525). «Если, - заявил он, - единомышленники Лютера не хотят идти дальше нападок на попов и монахов, то им и не следовало браться за дело». Мюнцер стремился превратить реформацию в народную революцию. В то время не существовало никакой революционной теории, и Мюнцер находил в старых религиозных книгах слова и строки, которые в его устах звучали революционным призывом к действию. Считая осуществление полного равенства людей делом «божьей справедливости», он называл безбожниками князей и господ, отнимавших у крестьян плоды их труда, лишавших их права охоты, возможности ловить рыбу в реках и пасти скот на лугах. Призывая к решительной борьбе с этими безбожниками, Мюнцер объявлял себя глашатаем божьей воли.

Мюнцер опирался на крестьянскую бедноту и тогдашний пролетариат: ткачей, рудокопов, подмастерьев. Он выдвинул антифеодальную революционную программу. В своем «Письме тезисах» он требовал уничтожения всех замков и монастырей, поголовного вступления всех работоспособных в «Христианский союз и братство», члены которого, участвуя в совместном труде, получали бы равное вознаграждение. Хищников и тунеядцев, которые воспротивились бы вступлению в трудовое объединение, Мюнцер предлагал поставить вне закона.

Несмотря на общий численный перевес восставших крестьян, они оказывались в меньшинстве на полях сражений. Каждый отряд хотел вести войну только вблизи своего селения, и поэтому разрозненных, плохо вооруженных и необученных крестьян-пехотинцев легко сокрушала дворянская конница. Большой вред движению наносила доверчивость восставших, их готовность идти на мирные переговоры с князьями и дворянами, вероломно нарушавшими все обещания и соглашения.

Захваченный в плен, Мюнцер не склонил головы перед врагами. Он и его соратники погибли. В тех областях германского юга, где с особой силой бушевала крестьянская война, феодалы вернулись к католицизму, в котором видели надежный оплот против народных движений.

В большей части Германии восторжествовала умеренная реформация. Она обеспечила богатым горожанам дешевую церковь, обогатила князей за счет церковного имущества и подчинила князьям священников новой, лютеранской церкви.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Отрицательные формы правления
Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других. В трактате "Государство" он пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золо ...

Международный опыт решения этнических проблем на примере Аландских островов. Международный опыт решения вопросов этничности в Европе
Современное геополитическое положение государств Европы сформировалось на протяжении многовековой истории. Последние границы европейских стран были установлены после первой и второй мировых войн и в результате распада советского блока и е ...

Сущность категории «политическое сознание личности»
Политика, политические явления и процессы вызывают у человека определенный интерес, то или иное к ним субъективное отношение. Знакомясь с историей своей страны и других стран, он начинает как-то относиться к прошлой политике и политически ...