Реформация началась в 1517 г. выступлением профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера. Возмущенный беззастенчивой продажей индульгенций, он, по обычаю того времени, прибил к дверям местного собора 95 тезисов (положений), в которых выразил свое осуждение злоупотреблений индульгенциями. Выступление Лютера оказалось искрой, воспламенившей всю Германию. Католическая церковь учила, что «спасение» (прощение грехов и доступ в рай) достигается «делами» - соблюдением обрядов, молитвами и подношениями церкви. Получалось, что феодал, разоривший целую деревню и замучивший крестьян, мог горстью монет и молитвой купить себе «небесное спасение», а тысячам бедняков приходилось отдавать последние гроши, покупая это «спасение».
Лютер провозгласил, что «небесное спасение» достигается не делами, а только верой. Тем самым он освобождал верующих от затрат на покупку «спасения», открывал путь к дешевой церкви.
Через год после первого выступления Лютер писал папе, что он уже не может отказаться от высказанных мыслей, так как они слишком запали в сердца многих людей. Миновал еще год. Лютер, окруженный взволнованными последователями, швырнул в пламя костра папскую буллу (послание), вызывавшую его в Рим. Вскоре Лютер стал призывать к открытой борьбе с папской властью, называя папу «антихристом». В 1521 г. Лютер по императорскому приказу предстал перед Вормским сеймом (собранием немецких князей и представителей городов). Напомнив, что как папа, так и соборы не раз ошибались, Лютер заявил, что, если его не убедят доводами разума, он не откажется от выдвинутых положений: «На этом я стою, я не могу иначе, да поможет мне бог!»
В каждом городе, в каждой деревне кипели страсти, велись нескончаемые споры о будущей церкви и будущих порядках. Католическая церковь была осуждена большинством немецкого народа, католические епископы и попы были изгнаны из многих мест Германии. Власть папы больше не признавалась. Князья получили отнятые у церкви земли вместе с крепостными, городские богачи избавились от церковных поборов. Те и другие были довольны реформацией. Новую, более дешевую церковь, пришедшую на смену католической, называли лютеранской.
Но могла ли такая реформация удовлетворить обездоленный люд в городе и деревне? Угнетенные жаждали коренного улучшения жизни. Между тем сохранялся прежний гнет князей и дворян, крепостное право оставалось таким же жестоким.
Уже с конца XV в. Германия была охвачена крестьянскими восстаниями. В 1493 г. в Эльзасе возникла тайная организация крестьян «Союз башмака». В 1513 г., когда все было подготовлено для восстания, властям удалось разгромить «Союз башмака». Но уже в 1513—1514 гг. он возродился под именем «Союза бедного Конрада».
Еще в самом начале реформации в Германии происходили массовые выступления бедноты в деревнях и городах. В стране появились тайно отпечатанные, дышавшие гневом «летучие листки», наспех составленные воззвания без подписи.
Народное возмущение вылилось в великую Крестьянскую войну, которая с начала 1525 г. охватила большую часть Германии и явилась одним из крупнейших революционных событий в ее истории.
В марте 1525 г. в городе Меммингене собрались представители крестьянских отрядов. Они приняли программу требований - «12 статей». Это была умеренная программа. Она содержала предложение сократить барщину и оброки, отменить крепостную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья. Крестьяне добивались не свержения власти господ, а лишь ограничения их произвола в суде и органах управления. Авторы «12 статей» хотели, чтобы в каждой крестьянской общине был выборный священник и отдаваемая церкви десятина (десятая часть урожая) расходовалась на общественные нужды и на жалованье священнику.
Другое по теме:
Какие информационные технологии способствовали развитию американо-иракского конфликта
Изменение военно-политической обстановки в мире внесло существенные коррективы во взгляды военно-политического руководства США на характер и виды войн, способы их ведения. При этом большое внимание уделяется вопросам повышения готовности ...
Функции и элементы политических партий
Важным элементом политической партии является общественное движение, то есть определенная общественно политическая активность части граждан. Общественно политическая активность имеет разные уровни, степени, формы. Наиболее элементарные фо ...
Нетрадиционные конфессии как угроза национальной
безопасности Казахстана
Своеобразный религиозный ренессанс последнего десятилетия потребовал не идеологизированного изучения религии, исследования и анализа вероучений и причин возникновения нетрадиционных религий, сущности их воздействия на безопасность республ ...