Лютер и Мюнцер
Страница 1

Другая политика » Политическая мысль в средние века » Лютер и Мюнцер

Реформация началась в 1517 г. выступлением профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера. Возмущенный беззастенчивой продажей индульгенций, он, по обычаю того времени, прибил к дверям местного собора 95 тезисов (положений), в которых выразил свое осуждение злоупотреблений индульгенциями. Выступление Лютера оказалось искрой, воспламенившей всю Германию. Католическая церковь учила, что «спасение» (прощение грехов и доступ в рай) достигается «делами» - соблюдением обрядов, молитвами и подношениями церкви. Получалось, что феодал, разоривший целую деревню и замучивший крестьян, мог горстью монет и молитвой купить себе «небесное спасение», а тысячам бедняков приходилось отдавать последние гроши, покупая это «спасение».

Лютер провозгласил, что «небесное спасение» достигается не делами, а только верой. Тем самым он освобождал верующих от затрат на покупку «спасения», открывал путь к дешевой церкви.

Через год после первого выступления Лютер писал папе, что он уже не может отказаться от высказанных мыслей, так как они слишком запали в сердца многих людей. Миновал еще год. Лютер, окруженный взволнованными последователями, швырнул в пламя костра папскую буллу (послание), вызывавшую его в Рим. Вскоре Лютер стал призывать к открытой борьбе с папской властью, называя папу «антихристом». В 1521 г. Лютер по императорскому приказу предстал перед Вормским сеймом (собранием немецких князей и представителей городов). Напомнив, что как папа, так и соборы не раз ошибались, Лютер заявил, что, если его не убедят доводами разума, он не откажется от выдвинутых положений: «На этом я стою, я не могу иначе, да поможет мне бог!»

В каждом городе, в каждой деревне кипели страсти, велись нескончаемые споры о будущей церкви и будущих порядках. Католическая церковь была осуждена большинством немецкого народа, католические епископы и попы были изгнаны из многих мест Германии. Власть папы больше не признавалась. Князья получили отнятые у церкви земли вместе с крепостными, городские богачи избавились от церковных поборов. Те и другие были довольны реформацией. Новую, более дешевую церковь, пришедшую на смену католической, называли лютеранской.

Но могла ли такая реформация удовлетворить обездоленный люд в городе и деревне? Угнетенные жаждали коренного улучшения жизни. Между тем сохранялся прежний гнет князей и дворян, крепостное право оставалось таким же жестоким.

Уже с конца XV в. Германия была охвачена крестьянскими восстаниями. В 1493 г. в Эльзасе возникла тайная организация крестьян «Союз башмака». В 1513 г., когда все было подготовлено для восстания, властям удалось разгромить «Союз башмака». Но уже в 1513—1514 гг. он возродился под именем «Союза бедного Конрада».

Еще в самом начале реформации в Германии происходили массовые выступления бедноты в деревнях и городах. В стране появились тайно отпечатанные, дышавшие гневом «летучие листки», наспех составленные воззвания без подписи.

Народное возмущение вылилось в великую Крестьянскую войну, которая с начала 1525 г. охватила большую часть Германии и явилась одним из крупнейших революционных событий в ее истории.

В марте 1525 г. в городе Меммингене собрались представители крестьянских отрядов. Они приняли программу требований - «12 статей». Это была умеренная программа. Она содержала предложение сократить барщину и оброки, отменить крепостную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья. Крестьяне добивались не свержения власти господ, а лишь ограничения их произвола в суде и органах управления. Авторы «12 статей» хотели, чтобы в каждой крестьянской общине был выборный священник и отдаваемая церкви десятина (десятая часть урожая) расходовалась на общественные нужды и на жалованье священнику.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Соглашение между Российской Федерацией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее западной части.
После распада СССР к западу от российско-монгольской границы у России остался лишь 55-километровый участок границы с Китаем[12]. Именно эта часть советско-китайской границы вышла на передний план в дальнейшем ходе пограничных переговоров. ...

Понятие, структура власти.
Природа власти: 1. Власть имеет естественное происхождение, т.к возникла в обществе из-за потребности в само регуляции. 2. Власть преемственна. Новая власть должна учитывать менталитет, полит культуру, традиции, сознание народа. Преемстве ...

Понятие народовластия, формы его осуществления и их соотношение
В советское время народ - это историческая общность людей, которая изменяется в соответствии с задачами развития, решаемых обществом в данный период. Сейчас народ совокупность граждан государства. Народ - граждане. Население - все физич ...