Крушение античности открыло новую главу в развитии политических идей. На долгие века устанавливается господство богословского, теологического мировоззрения, в рамках которого разрабатываются политико-правовые проблемы. Догматы церкви становятся политическими аксиомами, при этом столь важные для античной мысли проблемы государства и права утрачивают для христианских теологов актуальность, ибо устами своих крупнейших представителей (Августин (354-430), Фома Аквинский (1225/6 - 1274)) провозглашается Божественный характер происхождения государственной власти. Главной проблемой политической идеологии Средневековья стал вопрос о соотношении церкви и государства, в котором отражалась борьба за верховенство между светской властью и высшим духовенством. Политическая доктрина Средневековья была частью нерасчлененного теологического мировоззрения и служила обоснованием верховенства духовной (церковной) власти над светской. Сущность власти, то есть порядок господства и подчинения, установлен Богом, утверждалось церковными авторитетами.
Однако это не значит, что каждый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Бог же руководит всеми его деяниями. Князь может оказаться тираном, безумцем; он, как и каждый человек, обладает свободой воли, то есть способностью творить добро или зло. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Подданные же в этом случае не должны исполнять приказания правителя, ибо они противоречат Божественным законам.
Хотя в средние века происходит спад в истории развития политических идей, они не были потерянным временем, связав античность с эпохой Возрождения.
Другое по теме:
Политические сообщества — это "живые организмы"
Основным выводом из синтезирующего характера геополитики является то, что мы не можем больше рассматривать политические сообщества как стабильные политические организмы, их необходимо считать живыми организмами. Политические сообщества вс ...
Аспекты национальной безопасности в Республике
Казахстан с учётом религиозных факторов. Политика национальной безопасности в контексте социальных
и межконфессиональных отношений
Безопасность страны можно считать гарантированной, если она обеспечена как "снаружи", так и "изнутри". В этом параграфе исследуется вопрос политики социальной безопасности, демографического развития, межнациональных и ...
Проблема частной собственности и
земли
Частная собственность есть "господство частного лица над вещью — господство полное, исключительное и прочно обеспеченное правом (т.е. обычаем, законом и государственною властью)" [48]. Ильину принадлежит самое глубокое в истории ...